Из жизни ушел Андрей Петров, один из самых известных российских композиторов.

16 февраля 10:23

15 февраля 2006 года в Петербурге скончался Андрей Павлович Петров, композитор, которому с одинаковым успехом удавалось писать и симфоническую музыку, и песни для кинофильмов. Его популярные мелодии знает вся Россия, его балеты ставят во всем мире. До своей внезапной болезни он продолжал работать и строить новые планы.
Андрей Петров родился 2 сентября 1930 года в Ленинграде. Учился в музыкальном училище имени Римского-Корсакова, а затем в Ленинградской консерватории по классу композиции у О.А. Евлахова. Он говорил, что принял решение стать композитором после фильма «Большой Вальс», безумно популярной в СССР после войны трофейной картины о жизни Иоганна Штрауса. «Там так обманно упоительна профессия композитора! Птица пропела — родился вальс, почтовый рожок прозвучал — возникла симфония! Цветы, красивые женщины, вся Вена поет и танцует. Всё! Я должен стать композитором».

Любовь к кино он сохранил на всю жизнь. Как композитор он дебютировал в кинематографе в фильме «Человек-амфибия» в 1961 году. Песню «Эй, моряк!» из этой картины пело, наверное, полстраны. За этой свежей и абсолютно ни на что не похожей вещью последовали не менее всенародно любимые и не устаревающие хиты: «Песня о друге» (из фильма «Путь к причалу»), «Голубые города» («Два воскресенья»), «Я шагаю по Москве» (из одноименной картины), «О бедном гусаре» («О бедном гусаре замолвите слово»). Нельзя не вспомнить и вальс из «Берегись автомобиля», и музыку к «Осеннему марафону», «Вокзалу для двоих», «Жестокому романсу», «Служебному роману».

В 1967 году композитор получил Государственную премию за кинохиты. Государственное признание его симфонических заслуг пришло на девять лет позже — в 1976-м, когда Петрову вручили вторую Госпремию — за оперу «Петр I». К тому времени он уже почти двадцать лет успешно писал серьезную музыку.

В 1958 году Петров написал балет «Берег надежды». Его поставил Игорь Бельский в Кировском театре в Ленинграде, в нем дебютировала замечательная балерина Габриэла Комлева.

С 1964 года А.П. Петров возглавлял Ленинградский Союз композиторов. В следующем году по инициативе композитора прошел первый фестиваль «Ленинградская музыкальная весна» (с 1989 года он называется Международный фестиваль «Музыкальная весна в Санкт-Петербурге»). В 1966 году он представил публике программную симфоническую поэму «Памяти павших в годы блокады Ленинграда».

В 1968 году Петров написал музыку для балета «Сотворение мира». Поставлен он был в 1971 году в Кировском театре Натальей Касаткиной и Владимиром Василевым. В нем танцевали такие звезды, как Михаил Барышников, Валерий Панов, Ирина Колпакова, дебютировала в небольшой партии ангела Людмила Семеняка. Потом «Сотворение» ставили в 60 театрах мира, оно принесло композитору всемирную известность. Не случайно и юбилейный фестиваль в честь 75-летия композитора был назван «Сотворение мира продолжается…»

В семидесятые и восьмидесятые годы самыми известными симфоническими работами Андрея Петрова были произведения, связанные с русской литературой: балет «Пушкин (Размышление о поэте)», опера-феерия «Маяковский начинается», симфония-фантазия «Мастер и Маргарита», симфоническая поэма «Радда и Лойко» (по «Макару Чудре» Максима Горького). В эти годы композитор получил все значимые звания — заслуженного деятеля искусств, народного артиста.

В девяностые годы и в начале нового века композитор продолжал писать и симфонические сочинения («Русь колокольная», «Время Христа»), и музыку к кино- и телефильмам («Хрусталев, машину!», «Старые клячи», «Петербургские тайны»). Вместе с дочерью Ольгой Андрей Петров написал мюзиклы «Синяя птица» по пьесе Мориса Метерлинка и «Капитанская дочка» по повести Пушкина («Капитанскую дочку» заказали американские продюсеры; в России мюзикл шел пол названием «Куда путь держишь, Ваше благородие?..»)

В эти полтора десятилетия композитор получил множество орденов и премий: «За заслуги перед Отечеством» III и IV степеней, еще одну Госпремию, «Нику», «Золотого Остапа», звание Почетного гражданина Санкт-Петербурга.

В сентябре 2005 года Андрею Петрову исполнилось 75 лет. Его юбилей праздновали с размахом, на государственном уровне. Сам он отнесся к мероприятию несколько иронично, но явно получал удовольствие от обилия концертов и внимания к своей серьезной музыке. Он был полон планов, собирался работать над музыкой к телефильму «Невыученный урок», над балетом «Лисистрата» и балетом о декабристах.

В ноябре 2005 года он представил слушателям свою новую симфонию-фантазию «Прощание с…». «Это не реквием, это воспоминание о том прекрасном, с чем, к сожалению, приходится прощаться», — пояснил Андрей Павлович в одном из интервью накануне своего юбилея. В этой спокойной интонации, кажется, отразился весь его характер: характер прекрасного оптимиста, умевшего быть благодарным судьбе. По информации «lenta.ru».