Япония протестует, Россия всё равно продолжает ездить
15 мая в рамках рабочей поездки по Дальневосточному федеральному округу, охватывающей Владивосток, Сахалин и Курильские острова, делегация правительства Российской Федерации во главе с вице-премьером Сергеем Ивановым посетила остров Итуруп. В ответ на данный визит 16 мая послу РФ в Японии Михаилу Белому была вручена нота протеста. Как заявил глава японского Министерства иностранных дел Такэаки Мацумото: «Это ранит чувства нашего народа и вызывает сожаление». Со стороны российского МИД комментариев действий японских коллег пока не поступало.
Это не первый протест, который японская сторона заявляет в отношении визитов на Курилы руководства Российской Федерации. В ноябре прошлого года посещение президентом Дмитрием Медведевым территорий, которые Япония считает своей собственностью, привело к непродолжительному отзыву из Москвы японского посла. Аналогичным образом Токио резко отреагировал на поездку по Курильским островам министра обороны Анатолия Сердюкова в феврале нынешнего года. Тогда же помощник президента Сергей Приходько заявил, что поездки должностных лиц и, в частности, президента страны на Курилы будут продолжаться, не зависимо от того, как на это станет реагировать Япония. Сам Дмитрий Медведев пояснил, что подобные визиты необходимы для реализации программы развития отдалённых регионов России.
Россия не признаёт японские претензии на южную часть архипелага, включающую острова Итуруп, Шикотан, Кунашир и Хабомаи. Япония обосновывает свои требования документами XIX столетия, в частности, Симодским договором. Однако по итогам Второй мировой войны острова отошли к Советскому Союзу. Ранее этот вопрос так и не удалось решить тогдашнему руководству СССР и Страны восходящего солнца, в результате чего Российская Федерация вот уже шестьдесят лет юридически находится в состоянии войны с Японией (поскольку мирный договор между нашими государствами после окончания Второй мировой войны так и не был подписан).
По мнению экспертов в области международной политики, подобные попытки пересмотра результатов грозят кое-чем более серьёзным, чем прерванная доставка суши из японских ресторанов: имея наглядный прецедент, тем более разрешённый в пользу Японии, многие страны начнут претендовать на ранее принадлежавшие им, но утраченные, территории. Последствия же могут быть самыми непредсказуемыми.