Сергей Глазьев: «Таможенный Союз предполагает единую политику в области торговли, но не затрагивает какие-либо другие сферы»
В комментарии Российско-Украинскому форуму Сергей Глазьев заявил, что слухи, которые муссируются в украинских СМИ по поводу возможного присоединения Украины к ТС, не соответствуют действительности.
В ходе дискуссии, которая развернулась в украинских СМИ, часто озвучиваются разнообразные страхи, связанные с возможным присоединением Украины к ТС. Во многом, они объясняются шантажом, исходящим от некоторых послов европейских государств, которые в случае вхождения Украины в ТС угрожают прекращением переговоров о Зоне Свободной Торговли (ЗСТ) с ЕС. Стоит отметить, что подобный подход не соответствует нормам международного права и противоречит сложившейся практике. Ведь Турции, входящей с ЕС в ТС, это не мешает иметь другие ЗСТ с третьими странами.
Во-первых, критики таможенного союза пугают Украину утратой суверенитета. Подобный довод является необоснованным, так как ТС предполагает единую политику в области торговли, но не затрагивает какие-либо другие сферы. Возможно, беспокойство вызывает то, что при принятии решений комиссия ТС руководствуется долями соответствующими экономическому весу – Россия имеет 57 % голосов, Беларусь и Казахстан по 21,5%. В связи с этим, оппоненты ТС считают, что Украина якобы не будет иметь голоса. Любое решение требует две трети голосов. Но, пока все решения принимались консенсусом, и к процедуре голосования еще ни разу не прибегали. Также любое государство, член ТС, имеет право вето. И если какой-либо из членов ТС не согласен с решением, то через высший совет на уровне глав правительств и глав государств будет достигнут консенсус. Кроме того, в ТС имеется перечень чувствительных товаров (около 1 тыс. наименований) по которому все решения изначально принимаются консенсусом. Разумеется, участие Украины изменит процентное соотношение голосов и скорее всего у России уже не будет более 50%.
Во-вторых, вопросы вызывает то, что Россия якобы берет на себя поступление таможенных пошлин. На самом деле, импортные пошлины собираются на общий счет. После этого сумма поступлений делится в установленной пропорции, которая базируется на объеме импорта государств ТС за 2007 и 2008 гг. Учитывая объем Российского рынка, Россия получает 88% от импортных пошлин ТС. Участие Украины, естественно, приведет к изменению этих коэффициентов, для расчета которых мы возьмем данные за последние четыре года.
В-третьих, наши оппоненты заявляют то, что присоединение Украины к ТС может повлечь исключение из ВТО. Но, вхождение в ТС не является юридическим или политическим основанием для санкций по отношению к Украине. Ведь ТС России, Белоруссии и Казахстана строится в соответствии с нормами ВТО, и эта организация поощряет создание ТС. Единственная проблема может возникнуть из-за разницы таможенных тарифов. В настоящее время у Украины в ВТО применяется тариф около 5%, в то же время у стран ТС он составляет 10%. Следовательно, присоединяясь к ТС Украина увеличит степень таможенной защиты своего рынка. И ее партнеры по ВТО получат право заявить об ухудшении доступа к украинскому покупателю. Мы оцениваем объем дополнительных пошлин, которые придется платить импортерам, поставляющим товары в Украину, в пределах 1,5-2 млрд. дол. Ответом может стать снижение импортного тарифа на 1%. по всему ТС. Эту проблему мы в любом случае планируем решать после вступления России, Белоруссии и Казахстана в ВТО.
В-четвертых, присутствуют опасения того, что ТС консервирует технологическую отсталость входящих в него постсоветских государств. В качестве контраргумента стоит напомнить о том, что около 40% высокотехнологических, в особенности машиностроительных, товаров Украина поставляет именно в Россию. Практически вся успешная украинская высокотехнологическая продукция производится в кооперации с российскими предприятиями. А доля российских комплектующих, используемых в производстве украинских товаров, составляет около 50% и более. Это касается и авиационной, и ракетно-космической промышленности, а также атомного машиностроения и судостроения. Поэтому, участие Украины в ТС как раз улучшает условия кооперации в сфере высокотехнологичного машиностроения и помогает модернизировать экономики обеих стран. Причем, есть немало успешных примеров нашего совместного выхода на мировой рынок. Один из них — проект плавучего космодрома «Морской старт», который сделан в кооперации украинских и российских предприятий с американцами. Поэтому, ТС не препятствует модернизации, а повышает конкурентоспособность в сфере наукоемких технологий. Кроме этого, создание ТС дополнительно стимулирует инвесторов, которые получают возможность развернуть производство на всю единую таможенную территорию.