Александр Голуб: у Украины для полноценной экономической интеграции в Европу попросту не хватает потенциала

01 апреля 16:26

Для большинства украинских государственных чиновников в переговорах с международными организациями первостепенной задачей, как правило, является собственно вступление в соответствующую структуру или подписание с ней определенных соглашений. Причем подобная самоцель иной раз является более важной, нежели конкретные результаты и реальные последствия данного вступления или подписания. Украинские чиновники по большей части редко просчитывают эффект от заключения тех или иных международных соглашений как для страны в целом, так и для какой-либо отрасли в частности. Подобные их действия, как правило, имеют либо пропагандистское, либо ситуативное политико-экономическое значение.

Все вышесказанное в полной мере касается ведущихся властью переговоров о вступлении в Зону Свободной Торговли (ЗСТ) с Евросоюзом. Мы уже не раз наблюдали то, как европейские переговорщики достаточно жестко отстаивали собственные позиции и оставались безучастными к интересам партнеров по переговорам. И информация о текущем переговорном процессе, которая просачивается в открытые источники, свидетельствует о том, что позиции Украины в диалоге с ЕС являются ущербными. Становится, очевидным то, что в результате вступления в ЗСТ с Евросоюзом   украинские производители будут поставлены под удар по целому ряду направлений. В то же время, украинский рынок заполнится продукцией, которая далеко не всегда соответствует местным стандартам качества и не является необходимой для среднестатистического отечественного потребителя, сказал А.Голуб в интервью Российско-Украинскому форуму.

Для усиления позиций нашего государства в переговорах о ЗСТ с Евросоюзом было бы разумным синхронизировать этот процесс с Россией. Подобная идея объединения усилий России и Украины для совместного ведения переговоров о вхождении в ЗСТ с ЕС уже не раз звучала из уст украинских политиков. Так, например, находясь в оппозиции до избрания Виктора Януковича президентом Украины, подобный подход исповедовала нынешняя партия власти. Сконцентрировав в своих руках огромные полномочия, президентская команда позабыла о своей прежней позиции и пытается перехватывать отдельные лозунги у оранжевой оппозиции, тем самым успокаивая ориентированную на евроинтеграцию часть общественного мнения. При этом закрываются глаза на то, что у Украины для полноценной экономической интеграции в Европу попросту не хватает потенциала. Безусловно, западные переговорщики извлекают выгоду из подобных настроений в кругах украинской власти.

На данный момент заявления власти, относительно намерения вступить в Евросоюз, не имеют под собой реальной почвы. То, что это не случится в ближайшие 10-15 лет, является очевидным фактом. Если говорить о более отдаленной перспективе 20-25 лет, неизбежно встает вопрос о том, насколько выгодной для Украины может стать подобная интеграция на новом этапе. Сегодня нам абсолютно неизвестно, какие метаморфозы за столь продолжительный период времени могут произойти с самим Евросоюзом. Ведь эта межгосударственная структура уже сейчас сталкивается с многочисленными экономическими, политическими и даже этническими вызовами, на которые пока не найдены адекватные ответы. Поэтому, вполне возможно, что конфигурация и смысловая наполненность ЕС через 20-25 лет приведет к тому, что вопрос о вступлении Украины в эту организацию утратит актуальность.

Сегодня, в рамках ЕС применяется единая конституция, внешняя и военная политика, и, фактически, избирается общий президент. Украина в этом сообществе станет лишь частью мозаики и утратит суверенность и самостоятельность. Ведь уже на сегодняшний день локомотивами в Евросоюзе являются государства, которые принято называть «старой Европой», а остальные страны играют роль статистов, которые вне зависимости от занимаемой позиции, движутся вслед за локомотивом. Такие государства становятся зависимыми от более сильных партнеров по ЕС. И Украина, с учетом существующего экономического и социального потенциала, войдя в какие-либо институции Евросоюза, будет также обречена на роль заурядного статиста.

На мой взгляд, идея объединения потенциалов России, Казахстана, Белоруссии и других республик бывшего СССР в рамках Таможенного Союза (ТС) повышает конкурентоспособность всех государств, входящих в эту организацию. Следовательно, членство в ТС позволит его участникам защитить свои финансово-экономические интересы в переговорах с ЕС и другими международными структурами.

Александр Голуб, Народный депутат Украины от Коммунистической Партии Украины