Убийцы в санитарных машинах
Понятно, что медицинские перевозки дороже, чем у «бомбил». Ситуацию усугубляет также всеобщее пренебрежительное отношение как к медицине в целом, медицинским работникам, так и к своим больным родственникам.
С точки зрения права, деятельность по перевозке больных силами санитаров на приспособленном транспорте, должна преследоваться по ст. 171 Уголовного кодекса РФ (незаконное предпринимательство) и ст. 235 (незаконное занятие частной медицинской практикой).
Почему именно медицинской? Обратимся к классификатору видов экономической деятельности. Перевозка больных санитарно-транспортными средствами отнесена к деятельности службы скорой медицинской помощи. Данную позицию поддерживает и Департамент здравоохранения г. Москвы: «Деятельность по санитарной транспортировке лежачих больных подлежит лицензированию, так как предполагает оказание медицинской помощи в случае возникновения осложнений в состоянии здоровья пациента в пути». Заметим, что в Москве ситуация с частным псевдомедицинским извозом не так критична, как в Санкт-Петербурге.
Вот что говорит практикующий врач Юлия Иванова: «Что касается наблюдения врача при транспортировке больного или пострадавшего – это неотъемлемая часть данной медицинской услуги. Не вдаваясь в подробности возможных проблем со здоровьем у лежачих ослабленных больных, приведу пример из практики. У нас был вызов, связанный с доставкой 68-летней больной из квартиры на вокзал для переезда к другим родственникам. Пациентка имела обычный набор хронических заболеваний, типичный для своего возраста, плохо передвигалась и последние лет двадцать не выходила из квартиры. При осмотре врачом перед перевозкой никаких проблем не предвиделось. Переноска в машину скорой помощи также прошла без осложнений. Автомобиль тронулся, и стал выезжать из двора. А тут как раз «лежачий полицейский». После встряски у больной возникла острая сердечно-сосудистая недостаточность. Понадобилось проведение интенсивной терапии. И как здесь без опытного врача?». Заметим также, что частный извозчик не сможет организовать не только оказание медицинской помощи, но и экстренную госпитализацию или консультацию специалиста.
Ситуация понятна: больных возят на чем угодно и кто угодно. А Комитет по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга в лице его Председателя Юрия Щербука и ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в лице его Начальника Владислава Пиотровского своих обязанностей по контролю за предпринимательской деятельностью не исполняют.
Открывая один из популярных поисковиков в Интернете, мы видим значительную разницу по запросу «перевозка больных» в Москве и Санкт-Петербурге. На первом же сайте «радостное» известие: «Наша служба транспортировки является первой организацией в Санкт-Петербурге, предложившей услугу по перевозке лежачих больных без оказания медицинской помощи». Молодцы. Первые решили нарушать закон. Причем, как следует из текста сайта, персонал у них опытный, но без медицинского образования. Так что добрым словом помогут если что. Другой сайт внизу страницы уже дает предупреждение: «Транспортировка осуществляется без оказания медицинской помощи во время перевозки. И только при отсутствии медицинских противопоказаний». Интересно, а кто определяет эти самые противопоказания? Прибывшие по вызову грузчики? И еще одна замечательная фраза, которую даже трудно прокомментировать: «Наши сотрудники не имеют медицинского образования, но это хорошо обученный, вежливый и грамотный персонал. Они отлично знают, как правильно перевозить лежачих и сидячих больных. Для этого у них есть всё необходимое оборудование и накопленные знания и опыт. Таким образом, вы не переплачиваете за медицинское оборудование, которыми оснащены машины Скорой помощи и дорогостоящих врачей, которые не нужны для обычной транспортировки людей». Вот так.
Самая распространенная «отмазка» подобных перевозчиков заключается в утверждении, что они осуществляют перевозку пассажиров, то есть оказывают транспортную услугу. А о том, что пассажира требуется переносить на носилках, а значит он тяжело болен и у него могут развиться осложнения, о том, что больного нужно осмотреть и подготовить к перевозке – об этом как-то красиво умалчивается. Так же как и о том, что санитарный автомобиль для перевозки больного должен соответствовать ОСТ 91500.07.0001-2002 и иметь соответствующее оборудование, которым могут пользоваться только специалисты скорой помощи.
Если дело и дальше так пойдет, то бездействие контрольных органов приведет к тому, что лечить детей или проводить хирургические операции в Санкт-Петербурге в скором времени будут «вежливые и опытные сотрудники, не имеющие медицинского образования». Впрочем, в России уже давно во многих сферах работают не специалисты.
Подробнее: Интернет-издание «ТопМедицина». «Перевозка больных по закону» http://topmedicina.ru/news/detail/?item_id=621