Сергей Санакоев: Китай выйдет из кризиса лидером, а Россия продолжит падение

18 апреля 21:27




 — Сергей Феликсович, сегодня многие серьезные люди, включая Джорджа Сороса, говорят о том, что после того, как закончится кризис, Китай станет лидером мировой экономики. Вы тоже считаете, что Китай выиграет от кризиса?

— Сорос известен во всем мире, но справедливости ради нужно сказать, что я еще в начале 2009 года, проанализировав первые три месяца года, говорил, что Китай выйдет мировым лидером после кризиса. Основное, что тогда делал Китай, — выдавал огромными объемами потребительские кредиты населению. Ведь главным фактором кризиса для Китая была потеря спроса на китайские товары за рубежом. И самое важное было переориентировать рынок и собственное производство на внутреннего потребителя. И Китай пошел другим путем, не таким, как, например, наше правительство, которое пошло путем помощи и финансовых вливаний конкретным финансово-промышленным группам, либо конкретным предприятиям. Китай стал стимулировать непосредственного конечного потребителя.

И это дало свой результат. Я не берусь сказать, что эта модель идеальна, и подходит нам. Скорее – наоборот. Между Россией и Китаем большая разница в численности населения. Там, где население за миллиард, когда начинаешь выдавать деньги населению, экономика оживляется моментально. Любой проект становится сразу окупаемым. 

Что произошло дальше? Мировой капитал после взрыва дутых пузырей начал искать место своего приложения. Фишки оказались дутыми, бумаги – не интересными, надо было понять, что сегодня в мире является реальным сектором экономики. И деньги пошли в Китай.

— То есть антикризисная программа Китая работает, в отличие от российской?

— Безусловно. Мы видели выход из рецессии во втором квартале 2009 года. Третий квартал – стабильный рост, и теперь уже понятно, что к концу года – 8,5% годовых это реально. Безусловно, благодаря четко сработанной антикризисной программе и конкретной экономической политике госсовета Китая.

— В чем заключается секрет её эффективности? Если смотреть на российскую экономику и на китайскую, то внешне можно найти много похожего. И там и там административно-командная экономика, и там и там высокий уровень коррупции и так далее…

— Ради справедливости я никак не могу сравнить коррупцию Китая и России. Это совершенно разные вещи. Никакой коррупции, которую мы наблюдаем в России, просто и близко нет в Китае. Во-первых, в Китае очень жесткое наказание за факты коррупции, вплоть до смертной казни. И в крупнейшем промышленном городе Чуньцине за год руководства этим городом товарищем Бо Силаем (который является членом постоянного комитета политбюро КПК, и сегодня ему прочат должность премьера госсовета Китая), был наведен порядок в крупнейшем промышленном городе мира. Последовало полторы тысячи арестов за год работы. 

Во-вторых, там нет такого понятия, как «откаты». Это немыслимо, это дико, чтобы в китайской экономике за какой-то подряд или содействие чиновника говорить о каких-то процентах от полученных средств. Это просто немыслимая ситуация, таких вещей просто нет в Китае.

И, конечно же, в командности экономики тоже есть много разницы. Там действительно работают рыночные механизмы. Там – рынок, пускай он называется социалистическим и остается роль лидера компартии в обществе. Но при этом все регулируется рыночными механизмами, и эти рыночные механизмы там действительно работают.

— В Китае сегодня строятся автобаны и железные дороги, которых нет даже в Европе. Например, поезд из шанхайского аэропорта развивает скорость 437 км/ч. А если посмотреть на соседние наши приграничные районы – Чита, Хабаровский край, где нет ни дорог, ни инфраструктуры, ни высотных зданий… 

— Это ещё одна разница между Россией и Китаем в плане того, что мы делали за эти годы. У нас шли теоретические споры о том, вкладывать или не вкладывать в инфраструктуру, даже тогда, когда нам это позволяла нефтяная конъюнктура. А я считаю, что самое лучшее и эффективное использование фондов будущих поколений – это вложение в инфраструктуру, вот это действительно будет для будущих поколений. А вложить их в американские депозитарные расписки – такие вещи показывают, что это самое неэффективное, что мы могли сделать.

А все это время в Китае активно вкладывали в инфраструктуру, шло активное строительство дорог. Речь идет не только о дороге Пекин-Шанхай, речь идет о всех провинциальных центрах и даже сельских районах. Сегодня весь Китай уже опутан паутиной шикарных трасс. Я согласен с мнением, что в Европе сейчас такого нет. То же самое относится и к железным дорогам. Идет строительство окутывающих весь Китай новых высокоскоростных железных дорог, но уже теперь самими китайцами. И здесь можно только по-хорошему позавидовать, что у нас нет таких серьезных программ развития.

Беседовал Морозов Сергей

Новости партнеров

Одежда оптом — это лучший экономичный вариант

Сегодня одежду оптом в России предлагают десятки поставщиков. И это неслучайно, ведь оптовые закупки в нынешней экономической ситуации чрезвычайно популярны для предпринимателей, и особенно для маленьких магазинов модной одежды. Надо сказать, что оптовых поставщиков делят на 2 группы. Первая из них — оптовые поставщики отечественного производителя. Вторая – те, кто работает с зарубежными брендами. Хороши оба варианта. Поскольку оптовая закупка одежды не говорит о том, что партия должна состоять только из одного вида продукции. Очень выгодное веяние времени —  закупки одежды партиями, заказ через интернет, что экономит время и силы.

К оптовым закупкам одежды чаще прибегают жители маленьких населенных пунктов, лишенных возможностей делать регулярные покупки в ближних магазинах. Свое продолжение социальный аспект оптовой закупки одежды имеет детских домах семейного типа, в многодетных семьях и обычных детдомах. Ведь одеть детей – проблема серьезная. Об этом можно почитать и здесь — http://www.rusinteropt.ru. Все уже давно убедились в том, что детская одежда оптом – это и лучший, и экономичный вариант. Поскольку в этом случае экономия — это важный показатель. И многие российские производители выпускают одежду с учетом и многодетных семей или детских домов. Причем, партии одежды эти не уступают ни в чем обычным моделям. А еще они более прочны, более устойчивы к неодноразовым стиркам и к активной носке.