Специфика недвижимости в Сочи и возможные тенденции

26 октября 13:58




Тот факт, что Сочи присвоено звание столицы Олимпийских игр 2014 года, крайне заметно определил тенденции в развитии коммерческой недвижимости в Сочи. Но на данный момент сложно обозначить, какой станет динамика – положительной за счет привлечения новых средств или же приведет к серьезному кризису, создавая неблагоприятную конъюнктуру как для Сочи, так и для соседних городов и областей. Впрочем, о том, чем обернется столь активное строительство, можно будет судить лишь через несколько лет, а пока на рынке коммерческой недвижимости Сочи наблюдается ряд особенностей.Безусловно, в Сочи развит гостиничный бизнес, а значит, и строительство в данном направлении. В связи с подготовкой к Олимпиаде-2014 количество качественных объектов этой сферы должно заметно увеличиться. В будущем это может способствовать расцвету рынка коммерческой недвижимости в Сочи в целом.Ситуация с офисными помещениями в Сочи обстоит сложнее. Отчасти это связано с тем, что там не принято использовать общепринятую систематизацию офисных площадей и бизнес-центров. А все потому, что Сочи – это изначально курортный город и акценты расставлены на возведение объектов другого назначения. В Сочи имеется несколько бизнес центров («Панорама», «Чайка», «Олимпийский») с соответствующей специализацией и оснащением. Однако есть опасность, что вскоре они не смогут удовлетворить все возрастающий спрос, так как с развитием рынка недвижимости все больше филиалов и представительств компаний открываются именно в Сочи.Сложной ситуацию можно назвать и с торговой недвижимостью Сочи. Количество качественных торговых помещений минимально. Если обратиться к цифрам, то речь идет о площади не более 10 000 м?. «Московский ЦУМ», «Пять колец», «Новый век» считаются наиболее крупными торговыми комплексами в Сочи. При этом аренда даже торговой недвижимости на курорте носит сезонный характер. Так в зимний период стоимость аренды торговых площадей уменьшается примерно на треть. Впрочем, даже при таких условиях существующие торговые центры заполнены на 100%, так как крупные арендаторы предпочитают занимать площади не менее 1000 м?. И при растущем спросе на торговую недвижимость предложения практически отсутствуют. Ввиду этого максимальный удельный вес торговой недвижимости среди общего ее объема занимают объекты из категории street retail, попросту рынки.Как бы то ни было, но логично предположить, что строительство новых объектов инфраструктуры, жилых комплексов и спортивных сооружений для Олимпиады привлечет внимание делового сообщества, а также акул международного туристического бизнеса. Плюсом будет и тот факт, что Сочи чуть ли не единственная здравница в России. Все строительные площадки у моря уже давно распределены, и спрос на них продолжает расти при условии довольно высокой цены на данное предложение. А, значит, можно судить о достаточно стабильной и перспективной ситуации на рынке недвижимости в Сочи. Во всяком случае, пока.