Как семья Ющенко {убивает онкологию на Украине}
Всем известно, что онкология — одно из самых распространенных (по статистике каждый час 12 жителей Украины умирают от рака) и дорогостоящих в лечении заболеваний, а химиотерапия это наиболее дорогие лекарственные препараты. И если почти все прибыльные металлургические заводы и химические комбинаты уже подверглись "распилу" и приносят доходы определенной группе лиц, то онкологическая сфера, в которой вращаются миллионы долларов как из государственного бюджета, так и из кармана онкобольных, до недавнего времени оставалась не тронутой. Как оказалось не надолго.
Сегодня под непосредственным прикрытием семьи Ющенко разрушается вся отрасль лечения онкологических заболеваний на Украине. А в отношении старейшего лечебного заведения — Института онкологии Академии медицинских наук Украины происходит не что иное как самый натуральный рейдерский захват. Все началось с того, что в 2005 года президент Ющенко, громогласно объявив борьбу с онкологическими заболеваниями одним из приоритетов государственной политики, заявил о создании Национального института рака. Заявленная Ющенко цель, как всегда, была благородной — консолидация усилий по предупреждению онкологических заболеваний и снижения их распространения. Но на практике все оказалось куда банальней. Выяснилось, что ни о каком реальном создании новой структуры речь не шла. Зато ликвидировалась старая — известный киевский центр борьбы с онкологическими заболеваниями — Институт онкологии Академии медицинских наук Украины. Институт, который работает уже более 80 лет и является ключевым научным центром в сфере борьбы с онкозаболеваниями в стране. В Институте работает 1100 сотрудников, в их числе 113 научных работников. Ежегодно в стационаре лечатся свыше 10 тысячи больных, выполняется более 4 тысяч оперативных вмешательств, в поликлиническом отделении института оказывается помощь около 120 тыс. пациентов.
Как оказалось, речь шла не только о смене названия института на Национальный институт рака, но и о смене юридического лица, собственника и руководства учреждения. А за красивой президентской инициативой стояли люди, желающие просто захватить Институт. Дело в том, что в соответствии с Законом Украины про Охрану здоровья, высшим научным учреждением Украины со статусом самоуправляющейся организации, проводящей независимые исследования, является Академия медицинских наук. Институт онкологии АМН Украины при этом является учреждением, которое напрямую подчиняется только Академии наук, а та соответственно напрямую подотчетна Кабинету Министров Украины. Таким образом, Институт онкологии был не подконтролен Министерству здравоохранения, в котором находился министр по квоте Ющенко. А значит столь лакомый актив никак нельзя было прибрать к рукам "любым друзям" президента. Поэтому полное пафоса заявление Ющенко о создании Национального института рака стало хорошим прикрытием операции по переводу Института онкологии АМН под контроль Министерства здравоохранения.
В декабре 2007 года нарушая Конституцию Украины, Бюджетный кодекс Украины, Закон Украины "Про особенности правового режима деятельности Национальной академии наук, отраслевых академий наук и статуса их имущественного комплекса", Юлия Тимошенко, которой уж очень хотелось остаться в премьерском кресле, подмахнула решение о переподчинении Института Министерству здравоохранения. После чего последовал рейдерский захват института в "лучших традициях" прошлых лет. За два дня силовыми методами учреждение было отобрано у академии. В кабинет действующего директора Сергея Шалимова, (заслуженного деятеля науки и техники Украины, лауреата государственных премий Украины и СССР, доктора медицинских наук, профессора) ворвались люди и под угрозой ОМОНа захватили уставные документы и печать учреждения. Было заявлено, что временно исполняющим обязанности директора будет Игорь Щепотин. Он занял кабинет действующего, назначенного Академий наук, директора Шалимова, выгнав его в другой кабинет, а всех сотрудников уведомил о возможности увольнения, дабы заткнуть недовольным рот.
Ху из ху
Теперь стоит рассказать поподробней о руководстве Национального института рака.
Координатором проекта создания Национального института рака совсем не случайно стала дочь президента — Виталлина Ющенко, не имеющая никакого медицинского образования и, конечно, не имеющая никакого отношения к онкологии. (Известно, что иногда она работает моделью на модных показах). В состав наблюдательного совета новосозданного Института входят семь человек.
Главой наблюдательного совета является второй муж Виталлины Ющенко Алексей Хахлев, директор рубероидного завода и активный сторонник законодательного оформления лоббизма на Украине. (Что в прочем не удивительно. Будучи зятем президента, грех не легализовать доходы, полученные от близкого доступа к телу президента). В одном из своих интервью он откровенно признался, что готов пролоббировать создание Национального института рака всеми доступными ему средствами.
Также в совете находится Владимир Карпук — депутат от фракции "Наша Украина — Народная Самооборона" (партия Ющенко), и замминистра здравоохранения Украины, назначенный по квоте Ющенко Василий Лазоришинец. Есть также частный предприниматель, который держит сеть частных клиник "Борис" Михаил Радуцкий и еще одна интересная и сомнительная личность — секретарь наблюдательного совета Борис Литовский. То, что его жена — подруга Виталлины Ющенко не удивительно. Удивительно другое обстоятельство — его связь с деятельностью по продаже токсичных препаратов для лечения онкологических заболеваний. Литовский возглавляет фармацевтическую компанию, которая пару лет назад засветилась в скандальной истории с производством генерических (непатентованных) препаратов для онкобольных и ВИЧ-инфицированных. Тогда он активно участвовал в лоббировании закупок своих препаратов за счет средств государственного бюджета. Но после того, как в Институте онкологии увидели несоответствие лекарств международным протоколам, и когда после их применения у людей начали наступать токсические гепатиты, и люди стали уходить на свет иной, Институт онкологии запретил применение вредоносных препаратов.
И наконец, сам директор Института Игорь Щепотин — человек с сомнительной научной репутацией. За свою бурную деятельность он не раз обвинялся в вымогательстве у пациентов, непрофессионализме, повлекшем смерть нескольких людей, был замечен в плагиате и подделке подписей предыдущего директора для получения денег на медицинские гранты.
Что по чем
Чтобы понять размер финансовой операции, совершаемой инициаторами "реформы", достаточно заглянуть в акт приема-передачи фондов и имущества Института онкологии, которые перешли на баланс Института рака. Стоит отметить, что Институт располагается на 8,5 гектарах на улице Ломоносова в Киеве (недалеко от станции метро "Лыбидская") и состоит из 20 строений. К тому же на его территории уже заканчивается строительство нового восьмиэтажного корпуса, в котором разместится второй хирургический корпус. Согласно акту приема-передачи недвижимость Института и стоимость земли была оценена в 1,7 миллиона гривен (340 000 долларов). При киевских ценах на жилье это стоимость двухкомнатной квартиры в центре города. Весь процесс передачи имущества произошел с нарушением законов и без согласования с Фондом государственного имущества, что подтвердила сама глава фонда Семенюк-Самсоненко.
Но фонды и имущество, конечно, не главная цель новосозданной структуры. После прочтения Устава Национального института рака, открываются глубинные задачи создания этой организации, а именно создание структуры для административного и финансового подчинения всех онкологических учреждений Украины. И если сегодня эти функции, согласно действующему законодательству, выполняют Министерство здравоохранения и региональные госадминистрации, то авторы "реформы" предполагают все замкнуть на себя. Так, согласно уставу, директор института рекомендует назначение руководителей региональных онкологических центров, главврачей онкодиспансеров. Он же осуществляет руководство научно-методическими вопросами всех учреждений онкологического профиля Украины. Как частных так и не частных.
Таким образом ставится цель взять на себя функции управления финансовыми потоками, направленными на обеспечение реализации "Общегосударственной программы борьбы с онкозаболеваниями на 2007-2016 годы". А это ни много ни мало — почти 2 млрд грн. (400 млн. долларов). При этом Институт формально подчиненный Минздраву, реально ему не подконтролен. Например, в новой печати Института нет ни слова о принадлежности его к Минздраву, а наблюдательный совет Института, который является главным контролирующим институт органом, утверждается Минздравом только по представлению кандидатур совета директором Института.
Любопытен и другой момент. В уставе записано, что "любые услуги могут быть платными по усмотрению собственника", то есть Национального института рака. На практике это означает не что иное как переход к платной медицине в сфере онкологии. И если сейчас квалифицированное медицинское онкологическое лечение в Институте можно получить на бесплатной основе, то нет никакой гарантии, что в скором такая возможность просто исчезнет. Еще одной функций института, согласно уставу, является "содействие использованию отечественных научных разработок и химиопрепаратов отечественного производства". При этом специалисты знают, что на Украине нет отечественного производства качественных препаратов для химиотерапии. А то, что появляется под маркой "сделано на Украине" является непроверенными вредными и токсическими препаратами. (Именно их продажей , как уже было отмечено, занимался нынешний секретарь наблюдательного совета Института рака Борис Литовский).
Между тем разрушение Института, его трудового коллектива и его уникального научного потенциала уже началось. После реорганизации Института было отстранено либо уволено 35 сотрудников. Среди которых маститые хирурги, доктора медицинских наук, уникальные профессионалы своего дела. Из Ученого совета были выведены 4 доктора медицинских наук, несогласные с деятельностью нового директора. Новый директор Щепотин взялся и за изменение структуры Института. Были ликвидированы четыре его подразделения. В частности единственное на Украине отделение реконструктивной хирургии молочной железы на 50 койко-мест. Ликвидация подразделения лишила возможности украинских женщин бесплатного лечения рака молочной железы, при сохранении груди. Также была ликвидирована лаборатория экспериментальной фармакологии, задачей которой являлась разработка новых противоопухолевых препаратов. Было ликвидировано и отделение системных опухолевых заболеваний на 55 койко-мест — единственное в Украине отделение, специализирующееся на лечении лимфом.
Нет сомнения, что ликвидация Института онкологии АМН приведет к разрушению всей отрасли лечения рака. Убийственная схема в прямом смысле этого слова уже запущена. Ведь в целом у народа забрали мощную базу и под разными предлогами делают из нее частную контору. Выход из этой ситуации один — необходима политическая воля и здравый смысл при принятии решений, от которых потенциально может пострадать весь народ. Необходима отмена решения кабинета министров и возращение Институт онкологии туда, где он и должен быть — в Академию медицинских наук.
Сергей Завальный
Оригинал материала
Марта Валиева от 01.09.08