Депутаты обсудили {компьютерные игры}

19 июня 16:22

Проблемы и перспективы государственного регулирования такой динамично развивающейся сферы современной культуры, как компьютерные игры, уже неоднократно обсуждались российской общественностью: законодателями и представителями игровой компьютерной индустрии, педагогами и психологами, представителями финансовых институтов и налоговых органов.

Поиску решений стоящих перед отраслью проблем способствовал круглый стол, организованный 17 июня 2008 года Подкомитетом по технологическому развитию Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи совместно с Институтом современного развития.

Из стен Государственной Думы не раз выходили инициативы, направленные на привлечение государства к регулированию доступа подростков и молодежи к компьютерным играм. Звучали и призывы создать некий орган по образцу существующего в США Совета по рейтингам игрового программного обеспечения (Entertainment Software Ratings Board), чья задача — классифицировать игры по возрастной шкале. Прозвучала на круглом столе и идея унификации российского игрового рейтинга аналогично системе классификации компьютерных игр европейской PEGI (Pan European Game Information).

По мнению председателя думского Подкомитета по технологическому развитию депутата Госдумы И.В.Пономарева, после вступления в силу Федерального закона «О саморегулируемых организациях» стало реальным максимальное вовлечение в работу по созданию отечественной возрастной рейтинговой системы представителей самой игровой индустрии – разработчиков и издателей компьютерных игр (именно они и были участниками дискуссии).

При современном уровне развития компьютерных технологий, считает депутат, значимость программного обеспечения (ПО) вполне сравнима с педагогической, просветительской, культурной, информационной и пропагандистской значимостью кинематографа.

Для развития инновационных технологий, к числу которых относится ПО (включая игровые программы), требуется создание законодательных институтов, призванных обеспечить отечественному производителю компьютерных программ государственную поддержку, с учетом специфики рынка данной продукции.

По мнению некоторых выступавших, существующих мер стимулирования отечественного производителя ПО недостаточно. От уплаты НДС не освобожден целый ряд участников рынка, в первую очередь розничные продавцы.

Другие участники рынка игровых продуктов говорили о необходимости субсидирования государством патриотических игровых разработок, основанных на материалах отечественной истории и культуры. В свое время французские парламентарии пошли по пути признания индустрии компьютерных игр сферой искусства. В России же функцию распорядителя бюджетных денег в интересах воспитания подрастающего поколения мог бы взять на себя Госкомитет по делам молодежи. Инструментом для финансирования может стать специализированный фонд, аналогичный действующему уже три года Фонду поддержки патриотического кино. Это позволило бы производителям и компьютерных игр получать финансовую поддержку государства наравне с кинематографистами.

Несмотря на разные подходы к решению отраслевых проблем, дискуссия выявила стремление участников рынка компьютерных игр – и разработчиков, и издателей – к объединению для защиты своих интересов. Возможно, в июле они подпишут Хартию, в которой отразят основные принципы и консолидированные правила игры на своем сегменте IT-рынка.