Концепция внешней политики Российской Федерации

17 июня 15:38

  Концепция внешней политики Российской Федерации

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Принятая в июне 2000 года Концепция внешней политики РФ сыграла свою позитивную роль в становлении независимой и реалистичной политики России в 21 веке.  Выбранный во время президентства В.В.Путина курс на последовательную прагматичную защиту российских национальных интересов на мировой арене должен быть продолжен. 

 Россия имеет богатый опыт в международных делах. Начиная со времен Петра Первого Россия активно участвовала во всех главных мировых процессах. Российская внешняя политика должна основываться на лучших дипломатических традициях дореволюционной, советской и современной России.

 
Цели внешней политики

Во главе угла российской внешней политики стоит защита интересов личности, общества и государства.


В рамках этой задачи внешняя политика России имеет следующие цели:

— содействие всестороннему улучшению жизни граждан Российской Федерации  

— создание благоприятных внешних условий для успешного внутреннего развития страны

— укрепление роли России в качестве влиятельного и авторитетного члена международного сообщества

— обеспечение безопасности, суверенитета и территориальной целостности государства

— обеспечение безопасности, а также полного соблюдения прав российских граждан и соотечественников за рубежом

— формирование дружеского окружения по периметру российских границ, укрепление и развитие союзнических отношений со странами

— предотвращение кризисов и конфликтов и борьба с новыми вызовами и угрозами

– создание более стабильного, предсказуемого и безопасного мира в целом     
 

Главной характеристикой российской внешней политики является реализм, основанный на четком представлении о возможностях России на мировой арене.

Россия не стремится к конфронтации ни в каком виде, ставя во главу угла своей политики конструктивный диалог и поиск взаимоприемлемых решений со своими партнерами.

Главный ресурс укрепления роли России в мире – увеличение ее экономических возможностей.

Здравый незаидеологизированный подход России к международным делам позволяет вырабатывать новые подходы к решению международных проблем, а также создает предпосылки для интеллектуального лидерства страны в различных вопросах мирового развития. 



II. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ В СОВРЕМНОМ МИРЕ

 

За прошедшие восемь лет Россия претерпела кардинальные изменения. Россия существенно окрепла экономически. По размеру экономики она вошла в семерку крупнейших экономик мира. Была восстановлена территориальная целостность страны, которая находилась под угрозой в 1990-е годы. Сведен к минимуму уровень террористической угрозы. Россия значительно усилила свои международные позиции. Она активно участвует в формировании и реализации мировой повестки. Без участия России не обходится решение ни одной сколько-нибудь важной международной проблемы.

Вместе с тем за это время появились новые угрозы и вызовы. Усложнились международные проблемы, повысился общий уровень кризисности в мире. К сожалению, многие надежды России на формирование более справедливого, равноправного, а главное безопасного мира не оправдались.

В международные отношения привносятся попытки построения однополярного мира. Односторонние действия ряда государств не решают, а наоборот усугубляют существующие международные проблемы и создают новые.

История знает примеры попыток построения однополярного мира, таких как гитлеровский Третий рейх. Известно, чем это обернулось для человечества. Любые попытки создания  однополюсного мира, одного центра принятия решений, возращения диктата на мировой арене могут привести к еще более катастрофическим последствиям.  

Россия признает многообразие мира, уникальность развития каждой страны, народа и культуры. Совокупность стран естественным образом создает предпосылки для формирования многополярного мира. Нарождающиеся новые экономические центры будут лишь усиливать эту тенденцию. Только многополярный мир отражает объективную реальность и может быть стабильным, безопасным и процветающим.

Совершенно очевидно, что решение глобальных проблем и вызовов, стоящих перед человечеством, будь то проблема международного терроризма, нераспространения оружия массового поражения, глобального потепления климата и многих других возможно только при сотрудничестве всех основных участников международного сообщества, открытого и равноправного диалога между ними.

Управляемость глобальными процессами находится в прямой зависимости от успеха многосторонней дипломатии, поиска коллективных взаимоприемлемых решений.

Россия признает за всеми странами право на самостоятельное внутреннее развитие. Россия против навязывания представлений о мире другим странам и насильственной демократизации. Признавая демократию и рынок как основу общественного и экономического устройства государства, невозможно на пути к ним не учитывать исторические, культурные, социально-экономические особенности развития страны.

Недопустимо деление мира по культурному, цивиллизационному или религиозному признаку.

Решение о вмешательстве в дела суверенного государства может быть принято международным сообществом только посредством единственной универсальной организации – ООН.

Россия как важный элемент международной системы несет свою ответственность за  глобальное развитие мира. Сегодня процессы, происходящие в мире, влияют на каждого человека. Поэтому российская внешняя политика нацелена на создание более стабильного, предсказуемого и безопасного мира в целом.     
 

Россия и ООН
 

Роль международного права

Россия выступает за неукоснительное соблюдение всеми участниками международных отношений международного права. Без соблюдения международного права никто не может чувствовать себя в безопасности. Только соблюдение международного права может быть гарантией стабильности и безопасности международной системы. Альтернатива мировому порядку, основанном на международном праве – хаос.

Вместе с тем, сегодня есть свидетельства тому, что некоторые страны, которые являются ключевыми элементами международной системы, подменяют международное право сиюминутной политической целесообразностью.

Россия выступает против конъюнктурных решений, разрушающих международное право и создающих опасные прецеденты. В международных отношениях должен господствовать фактор международного права, а не права сильного.

Со своей стороны Россия ставит целью защиты своих национальных интересов всеми возможными средствами в рамках международного права.
 

Роль ООН

ООН является основной универсальной международной организацией, на которой держится современный миропорядок. ООН позволяет воздействовать на мировые процессы с целью формирования стабильного, справедливого и демократического мира, достигать консенсуса между странами. Россия как постоянный член Совета Безопасности будет использовать широкие возможности ООН для влияния на международную ситуацию.

Замены ООН сегодня не существует. Никакие другие организации, как НАТО, ОБСЕ, ЕС и другие не могут подменять функции ООН. Россия будет всеми возможными средствами содействовать укреплению роли ООН во всех сферах международной жизни.

Крайне необходима адаптация организации к современным условиям. Необходимо усилить роль ООН в противодействии новым вызовам и угрозам безопасности, повысить значение организации в качестве единственного по-настоящему коллективного органа глобального управления. 

Россия поддерживает реформу ООН, направленную на увеличение эффективности организации. Реформирование организации не должно вести к снижению роли России в ООН и в Совете безопасности.

Россия продолжит активно участвовать в урегулировании международных кризисов и конфликтов, а также противодействовать новыми вызовами и угрозами в рамках ООН и во взаимодействии с региональными организациями, такими как ОБСЕ, ОДКБ, СНГ, ШОС и другими. Россия продолжит наращивать свое участие в миротворческих операциях ООН по поддержанию стабильности в разных частях мира.

Россия и Большая восьмерка

Ежегодные встречи в рамках Большой восьмерки являются важным форумом по решению глобальных проблем, стоящих перед человечеством. Полноправное членство России в  этом форуме подтверждает ее статус в качестве одного из ведущих индустриальных демократических государств.

Россия будет активно участвовать в формировании и реализации глобальной повестки Большой восьмерки и заинтересована в реализации принятых договоренностей.

Несмотря на то, что в Большой восьмерке есть элементы глобального управления, она не может и не должна заменять или дублировать ООН.
 

Международная безопасность

Международная безопасность сегодня приобретает неделимый характер. Нарушение мира в любой точке планеты имеет последствия на глобальном уровне. Безопасность России в полном объеме не может быть реализована вне международного контекста.

Сегодня перед миром стоят новые угрозы, связанные с международным терроризмом, распространением ОМУ в том числе ядерного, киберпреступностью, трансграничной преступностью, распространением инфекционных болезней, с последствиями глобального потепления.
 

Террористическая угроза

Россия вносит свой вклад в борьбу с международным терроризмом и всецело поддерживает усилия международного сообщества по борьбе с этим злом.

Россия продолжит активную деятельность в рамках Контртеррористического комитета СБ ООН. Необходима более тесная координация национальных антитеррористических центров и правоохранительных органов государств мира. Россия продолжит взаимодействие с региональными организациями такими как ШОС, СНГ, ОДКБ, НАТО, АСЕАН и др. Следует более активно использовать возможности Большой восьмерки в деле борьбы с международным терроризмом.

Особенно важно обеспечить контроль за ОМУ с целью предотвращения терактов с его  использованием.

Россия поддерживает составление единого списка физических и юридических лиц, причастных к террористической деятельности. Необходима выработка всеобъемлющего договора ООН по международному терроризму, а также заполнение юридических пробелов в определении террористической деятельности в международном праве.  

Вместе с тем необходимо бороться с причинами, порождающими терроризм. Это прежде всего бедность, несправедливость устройства мира, низкий уровень образования, разжигание межнациональных и цивиллизационных противоречий, односторонние действия отдельных государств на международной арене.

Ситуация в Ираке показала, что действия США в обход мирового сообщества дестабилизировали ближневосточный регион и способствовали появлению тысяч новых террористов. Это лишний раз доказывает необходимость выработки коллективных решений в вопросах решения международных проблем.

Россия против деления терроризма на исламский или какой-либо другой и выступает за развитие межцивиллизационного диалога. Терроризм не имеет четкого религиозного или национального лица. Россия выступает за развитие сотрудничества с мусульманскими государствами в деле борьбы с международным терроризмом.   

На пространстве СНГ стоит продолжить более тесное взаимодействие национальных правоохранительных органов в рамках Антитеррористического центра СНГ и ОДКБ, а также проведение антитеррористических учений.

В рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) Россия выступает за участие  в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом не только членов организации, но и ее наблюдателей.

Будучи членом Международной комиссии по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ), Россия поддерживает создание подобной структуры на евразийском пространстве для борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем и идущих на финансирование терроризма.
 

Вопросы нераспространения, ограничения вооружений и разоружения

Распространение ОМУ
 

Распространение ОМУ является серьезной угрозой международной безопасности. Повышение контроля за распространением ОМУ – является безусловным приоритетом российской внешней политики. Особой опасностью является угроза попадания ОМУ в руки террористов.

Россия выступает за юридически обязывающие договоренности по укреплению режима нераспространения, по ограничению вооружений и поддерживает мировой процесс разоружения.

Россия строго придерживается Договора о нераспространении ядерного оружия и многостороннего режима контроля за ракетными технологиями.

К сожалению, в мировую политику возвращается фактор силы. Отдельные страны и в частности США имеют военный бюджет сопоставимый с общим военным бюджетом России, Китая и всех стран Европейского Союза вместе взятых. Применение оружия в обход решений ООН, а также силовая дипломатия со стороны США подрывает систему международного права, негативно действует на атмосферу безопасности и доверия в международных отношениях.

Это подстегивает гонку вооружений, усиливает желание ряда стран к обладанию оружием массового поражения, как гарантией их безопасности и суверенитета. 

Ключ к решению проблем нераспространения ОМУ, ограничения и сокращения вооружений лежит в необходимости повышения уровня доверия между странами, создания атмосферы безопасности, основанной на соблюдении международного права и выработки коллективных решений на мировой арене. 

Центральную роль в деле нераспространения ОМУ должен выполнять Совет Безопасности ООН и специализированные организации ООН, такие как МАГАТЭ и Организация по запрещению химического оружия.

Россия выступает за укрепление и полное соблюдение основополагающих договоров в области нераспространения — Договора о нераспространении ядерного оружия, Конвенции о запрещении химического оружия, Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия, а также за введение в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.

Россия выступает за присоединение к Договору о нераспространении ядерного оружия всех ядерных стран, включая Индию и Пакистан.

Все страны имеют право использовать мирный атом для развития национальной экономики. Для соблюдения режима нераспространения Россией была предложена инициатива создания ядерных центров по обогащению урана под контролем МАГАТЭ на российской территории. Россия и дальше будет продвигать свои инициативы с целью обеспечения доступа желающих государств к ядерной энергетике при соблюдении режима нераспространения. 

Россия выступает за соблюдение режима контроля за ракетными  технологиями, режима нераспространения баллистических ракет, а также за разработку универсального договора о режиме ракетного нераспространения.  

Нельзя допустить появления новых дестабилизирующих высокотехнологичных видов оружия. Милитаризация космоса может спровоцировать непредсказуемые для мирового сообщества последствия.

Россия призывает сделать космос свободным от вооружений. Россия будет продвигать инициативу по подписанию всеобъемлющей конвенции ООН по запрещению размещения оружия в космическом пространстве. 

Россия всецело осознает свою ответственность за региональную и глобальную стабильность и неукоснительно соблюдает международный режим экспортного контроля за торговлей вооружением.

Разоружение

В последнее время в сфере разоружения произошел очевидный застой. Этому содействовало возрастание фактора силы в мировой политике и нежелание США брать на себя юридические обязательства в разоруженческой сфере. Многие страны мира стремительно наращивают свои военные потенциалы.

Россия выступает за всеобъемлющие юридически обязывающие договоренности в сфере разоружения. Для этого необходимо возобновить активную работу в рамках Конференции по разоружению и Комиссии ООН по разоружению.

Необходимо ликвидировать пробелы в международном праве в области разоружения в отношении появляющихся новых видов вооружений. 

Россия выступает за сохранение устойчивости международно-правовой разоруженческой базы и обеспечение преемственности процесса сокращения вооружений, прежде всего ядерных. 

Россия намерена выполнять взятые на себя обязательства по сокращению ядерных потенциалов на стратегических носителях и рассчитывает на выполнение соответствующих обязательств со стороны США. Россия выступает за договоренности с США о дальнейших эффективных ограничениях СНВ.

Россия выступает за придание Договору о ликвидации целого класса ракет средней и малой дальности универсального характера. Разоружение России в одностороннем порядке не возможно. Этот процесс должен охватывать не только Россию и США, но и другие страны.

ПРО

Односторонний выход США из соглашения по ПРО 1972 года выбил краеугольный камень из фундамента международной безопасности. Вслед за этим последовала инициатива США по размещению элементов американской ПРО в Европе.

Россия негативно рассматривает наполнение Европы элементами стратегического оружия, а также действия, которые приводят к очередному витку гонки вооружений.

Принципиальная позиция России заключается в том, что Россия готова сотрудничать по укреплению безопасности в Европе, но на основе совместных действий и общей оценки угроз. Россия готова развивать инициативы, направленные на совместное повышение уровня безопасности Европы и готова к максимально глубокому взаимодействию в этой сфере.

Любые односторонние действия, направленные не изменение стратегического баланса сил, представляющие угрозу безопасности России, будут иметь адекватный ответ с российской стороны.

Действия России будут направлены на поддержание стратегического баланса в мире, что соответствует интересам всего мирового сообщества.

ОБСЕ и коллективные системы безопасности

Россия выступает за создание универсальных систем безопасности, в которых учитывались бы интересы как можно большего числа стран. В рамках европейского континента такие функции должна была выполнять Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). К сожалению, ОБСЕ отошла от сферы своей непосредственной компетенции – вопросов безопасности. Россия выступает за реформу ОБСЕ и возвращению организации первоначальной компетенции в сфере безопасности.

ДОВСЕ

Насыщение Европы оружием, появление новых военных баз сочетается с нежеланием ратифицировать США и странами Европы Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Россия практически единственная страна, которая на протяжении 10 лет выполняла этот договор.

Чтобы побудить своих партнеров к ратификации адаптированного к новым реалиям ДОВСЕ Россия объявила мораторий на исполнение этого договора. Россия заинтересована в ограничении обычных вооружений в Европе при условии приведения договорной базы в соответствие с новыми реалиями и соблюдении всеми сторонами выработанных договоренностей.

Россия и НАТО

Россия намерена строить неконфронтационные и партнерские отношения с блоком НАТО.

С момента распада Организации Варшавского договора (ОВД) НАТО потеряло свое первоначальное предназначение (противостояние Советскому Союзу). Тем не менее НАТО не удалось трансформироваться ни в структуру по обеспечению общеевропейской безопасности, ни в современную организацию по борьбе с новыми вызовами и угрозами человечества.

Наоборот, за последнее время наблюдалась тенденция к возрождению блокового мышления. После принятия новых членов из числа стран Восточной Европы появились новые разграничительные линии, которые все больше сдвигаются к границам России. На территории новых членов НАТО без учета мнения России размещаются новые виды вооружений, в том числе и стратегические, появляются новые военные базы.  

Россия выступает против новых разделительных линий в Европе и навязываемой идентификации по принципу «свой-чужой».  Расширение НАТО — серьезно провоцирующий фактор, снижающий уровень взаимного доверия.

Россия считает, что каждая страна или группа стран имеет право на обеспечение своей безопасности. Но безопасность одной страны не должна обеспечиваться за счет безопасности другой. Россия выступает за право стран на равную безопасность.

Россия не может не учитывать потенциальные угрозы, которые исходят от любого военного блока, в котором она не состоит. Поэтому, Россия будет адекватно реагировать на меняющуюся военно-политическую ситуацию в Европе с целью обеспечения своей безопасности в полном объеме.

Россия открыта к сотрудничеству с НАТО, которое должно происходить на равноправной основе. В частности большие возможности для сотрудничества есть в сфере борьбы  с международным терроризмом, трансграничной преступностью, наркотрафиком, транзитом оружия, других областях. Не использован ресурс взаимодействия ОДКБ и НАТО.

ОДКБ

Ключевую роль в обеспечении региональной безопасности и стабильности, включая противодействие новым вызовам и угрозам для России на постсоветском пространстве, играет Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Россия и далее намерена продолжать координацию действий стран-членов на международной арене, укреплять военно-политический союз, развивать военно-техническое сотрудничество с членами организации, расширять миротворческие возможности ОДКБ.  

ШОС

Шанхайская организация сотрудничества является одной из самых молодых и перспективных региональных организаций. ШОС эффективно замещает вакуум безопасности в Средней Азии, а также служит уникальной площадкой для сотрудничества России с Китаем и среднеазиатскими государствами. ШОС – организация коллективной безопасности, которая вносит важный вклад в поддержание стабильности на всем евразийском континенте. Россия будет содействовать укреплению роли  ШОС в мире.  

Россия будет углублять сотрудничество в рамках ШОС по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, а также содействовать в подготовке и проведении антитеррористических учений.

Необходимо и дальше использовать возможности ШОС для диалога культур.

Приоритетным является расширение экономических связей и создание совместных инвестиционных проектов. Важная роль ШОС – реализация инфраструктурных проектов и в частности создание Нового Шелкового пути.

Важная сфера компетенции ШОС – экологическое сотрудничество.  

Урегулирование конфликтов

Россия продолжит наращивать свое участие в разрешении конфликтов в разных частях мира. Активная роль России в урегулировании международных конфликтов повышает вес России в мире, позволяет влиять на формирование более безопасного и стабильно мира, что отвечает коренным интересам России.

Приоритетом для России является мирное урегулирование замороженных конфликтов на постсоветском пространстве. Мирному политико-дипломатическому урегулированию конфликтов в Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье и Нагорном Карабахе нет разумной альтернативы. Залог надежности урегулирования конфликтов — компромисс между его участниками.

Ситуация на Ближнем и Среднем Востоке оказывает влияние на общую ситуацию в мире. Россия будет активно использовать свои возможности для урегулирования арабо-израильского конфликта, будет содействовать уменьшению напряженности вокруг Сирии и Ливана, а также содействовать мирному процессу в Ираке и Афганистане. В рамках ООН Россия будет содействовать разрешению конфликтов в Уганде и суданской провинции Дарфур.

В иранском вопросе Россия будет настаивать на выполнении Ираном всех взятых перед международным сообществом обязательств, особенно в ядерной сфере.

Использование международных санкций, а также вопрос применения силы должен находиться исключительно в компетенции СБ ООН.

Россия будет продолжать содействовать урегулированию ситуации вокруг северокорейской ядерной программы.

Урегулирование конфликтов возможно только на основе международного права. Россия считает недопустимой ситуацию, сложившуюся с признанием Косова со стороны ряда государств. Ущемление одной стороны конфликта, создание опасных прецедентов, нарушающих международное право, принятие решений, обусловленных сиюминутной политической целесообразностью приведет только к возникновению новых конфликтов.

Наркоугроза

Россия продолжит тесное международное сотрудничество по борьбе с наркоугрозой. Для повышения эффективности противодействия наркопреступности следует продолжить усилия по созданию единого информационного центра под эгидой Управления ООН по наркотикам и преступности. Следует также продолжить сотрудничество по борьбе с распространением наркотических веществ в рамках ШОС, ОДКБ, СНГ, а также в рамках Совета Россия-НАТО и других организаций.

Инфекционные болезни

Необходимо привлечение большого внимания международного сообщества к проблемам распространения, профилактики и лечения опасных болезней. Особенно это касается вирусных инфекций, таких как, СПИД, малярия, птичий грипп и т.д.

Экологическая безопасность 

Россия осознает свою ответственность в деле обеспечения глобальной экологической безопасности. Подтверждением этому стало присоединение России к соглашению по уменьшению парниковых газов — Киотскому протоколу. Россия стремится к переводу производств на энергосберегающие и экологически чистые технологии, а также поощряет развитие производств, не наносящих вреда природе. Развитие экологически чистых технологий невозможно без широкого международного сотрудничества.

Внедрение экологически чистых технологий должно быть доступно для стран с развивающейся экономикой и стран Третьего мира.

Россия намерена активизировать свое участие в выработке универсальных договоренностей в сфере экологической безопасности и международного экологического права в рамках ООН. 

Россия исходит из  того, что в дело обеспечения глобальной экологической безопасности должны быть вовлечены все страны мирового сообщества.


Внешнеэкономическая деятельность
 

Поставив цель возращения страны в число ведущих мировых держав, Россия сконцентрировалась, прежде всего, на своем внутреннем развитии. Пожалуй, впервые за всю историю внешняя политика страны с 2000-2008 гг. стала  продолжением внутренней. Следует сохранить выбранный курс.   

Внешняя политика России должна максимально соответствовать внутренним потребностям развития страны, содействовать ее экономическому развитию.

Конкуренция

В современном мире резко обострилась конкуренция на мировых рынках, а также борьба за доступ к природным ресурсом. Мало, кто заинтересован в появлении нового конкурента в лице укрепившейся России. Российские товары зачастую сталкиваются с дискриминацией и проявлением нечестной конкуренции, государственным протекционизмом, идущим в разрез с международными правилами торговли. 

Одной из главных задач внешней политики России является содействие расширению традиционных рынков сбыта, выход  российской продукции на новые рынки, защита прав российских компаний на мировом рынке.

В современном разделении труда каждая страна имеет свою специализацию. Россия в полной мере должна реализовывать свои конкурентные преимущества. Россия не боится конкуренции и выступает за честные правила на мировом рынке для всех стран.   

Российская внешняя политика должна обеспечивать соблюдение экономических интересов российских компаний всеми возможными средствами в рамках международного права.

Важная задача, стоящая перед Россией – переход от экспорта ресурсной составляющей к экспорту инновационной продукции. Российская внешняя политика должна содействовать продвижению на мировой рынок прежде всего высокотехнологичной продукции. Особенно в таких областях, где Россия имеет серьезный потенциал, в частности в космической, авиастроении, производстве вооружений, судостроении, атомной промышленности и т. д. 

Российские инвестиции за рубежом

Россия положительно рассматривает выход российских компаний на мировые рынки, а также их международные инвестиции. Инвестиции российских компаний за рубеж должны содействовать расширению рынков сбыта и экспорта российской продукции, стимулировать приход высоких технологий в промышленное производство в России. Зарубежные инвестиции также позволяют российским компаниям обходить тарифные и нетарифные ограничения, получать дополнительные конкурентные преимущества. Россия будет всемерно продвигать такие инвестиции и содействовать обеспечению прав российских инвесторов за рубежом. 

ВТО

Россия намерена интегрироваться в мировое хозяйство на равноправных условиях и с выгодой для себя.

Россия стремится к вступлению в ВТО, а также в другие финансовые и экономические организации, расширяющие возможности российской экономики. Россия и дальше намерена проводить либерализацию торгово-экономического режима страны.

Энергетическая дипломатия

В мире резко возросла роль энергетического фактора. Обострилась борьба за доступ к мировым природным ресурсам. С одной стороны, Россия, обладая значительными запасами природных ресурсов, может реализовывать с выгодой для себя это конкурентное преимущество, с другой стороны, велик риск консервации сырьевой направленности российского экспорта. Наличие в России большого количества природных ресурсов в условиях истощения мировых запасов делает Россию объектом интереса (иногда не всегда дружественного) со стороны других стран.

Перед Россией стоит задача обеспечить суверенитет над своими природными ресурсами. Особенно это касается территорий континентального шельфа и арктического пространства. Россия намерена в рамках международного права доказывать свои права на использование арктических природных ресурсов.

Россия постепенно уходит от транзитной зависимости и стремится к диверсификации путей доставки энергоресурсов с целью беспрепятственной и бесперебойной доставки их до конечных покупателей.

Россия продолжит взаимовыгодную кооперацию в энергетической сфере с ведущими производителями энергетических ресурсов (Венесуэла, Алжир, Ирак, Норвегия, Саудовская Аравия и др.).

Финансовые поступления от экспорта энергоресурсов должны содействовать переводу российской экономики на инновационный путь развития.


III. Региональные приоритеты

 

СНГ

Главным региональным приоритетом для России остается пространство СНГ. Россию с этими странами объединяет общая история,  экономические и промышленные связи. Страны СНГ связаны с Россией тысячами нитями, начиная от личных родственных связей, заканчивая культурой, русским языком, который является единым языком общения на постсоветском пространстве.

Это регион, где Россия обладает наиболее сильными конкурентными преимуществами. В то же время в регионе СНГ существуют вызовы безопасности Российской Федерации, такие как нерешенные межнациональные конфликты, нелегальная миграция, трансграничная преступность и т. д.

 

Россия выступает за интеграцию на постсоветском пространстве исключительно на взаимовыгодной и равноправной основе.

Переход на рыночные принципы со своими партнерами, является основой для неполитизированных отношений и стимулом для развития взаимовыгодных отношений.

 

Потенциал Содружества не реализован. СНГ испытывает трудности, связанные, прежде всего, с низкой эффективностью организации. Тем не менее СНГ является важной интеграционной площадкой на постсоветском пространстве, которая имеет большой потенциал в экономической, гуманитарной областях, а также в сфере безопасности. В рамках СНГ решаются транспортные, визовые вопросы. СНГ – уникальный механизм для координации действий стран Содружества в борьбе с террористической опасностью, наркотрафиком, трансграничной преступностью, распространением оружия и т. д. Важная роль СНГ — сохранение общего гуманитарного пространства.  

 

Россия будет активно содействовать реформе СНГ в направлении повышения эффективности его механизмов. 

 

Перспективный рынок СНГ позволяет расширять экспорт российской продукции в том числе и высокотехнологичных областях. Россия намерена расширять свои инвестиции в различных сферах экономики стран СНГ. Россия заинтересована в развитии инфраструктурных проектов, энергетических коридоров, транспортных путей.   

  

ЕврАзЭС

Более тесная экономическая интеграция на пространстве СНГ происходит в малых форматах. Ядром интеграционных процессов является Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), перед которым стоит задача завершения строительства таможенного союза и создание единого экономического пространства.  В рамках ЕврАзЭС необходимо активно развивать инвестиционные и инфраструктурные проекты. 

Белоруссия является стратегическим партнером России на западных границах, с которым Россию связывают союзные отношения. Россия нацелена на углубление сотрудничества во всех сферах взаимодействия. Полноценное создание Союза России и Белоруссии – приоритет российской внешней политики.

Украина – традиционно ключевой партнер России. Потенциал отношений с Украиной не использован в полном объеме. Россия выступает за неполитизированные конструктивные отношения с Украиной, исходя из учета интересов обоих государств.

Приоритетом для России является защита прав русскоязычного населения и соотечественников. В этом вопросе Россия будет основываться на международных правовых нормах, а также на Европейской хартии региональных языков. 

Россия намерена развивать торгово-экономические отношения с Молдавией. Россия поддерживает процесс мирного урегулирования приднестровского конфликта

Закавказский регион имеет важное значение для России с точки зрения безопасности. Неурегулированные территориальные и этнические конфликты несут угрозу стабильности региону.

Россия стремится к конструктивному, неполитизированному диалогу с Грузией. Мирному урегулированию конфликтов вокруг Абхазии и Южной Осетией нет разумной альтернативы.

Армения – стратегический партнер России на Кавказе, с которым Россия развивает союзнические отношения. Россия намерена углублять отношения с Арменией в транспортной сфере, военно-технической области, будет содействовать поиску компромиссного решения между Ереваном и Баку в мирном решении Нагорно-Карабахского конфликта.

Россия продолжит развивать традиционно хорошие отношения с Азербайджаном. Есть потенциал для развития сотрудничества в сфере энергетики.

Регион Средней Азии является важным приоритетом России на пространстве СНГ. Россия естественными образом заинтересована в стабильном развитии региона, так как от этого зависит безопасность российских южных границ. Регион обладает серьезным конфликтным потенциалом, связанным с проблемами внутреннего развития отдельных стран Средней Азии, а также в связи с соседством с нестабильными странами, такими как Афганистан. Наличие больших энергетических запасов в регионе делает его объектом борьбы за влияние со стороны внерегиональных сил. 

Россия будет всемерно содействовать стабильному развитию региона, углублять экономические отношения, особенно в сфере энергетики, а также развивать гуманитарные связи.

Казахстан – ключевой партнер в регионе, с которым Россия строит стратегические союзнические отношения. Россия поддерживает активные интеграционные процессы с Казахстаном. Более тесное взаимодействие возможно в сфере координации внешней политики обоих государств, в оборонной сфере, энергетике, в сфере высоких технологий и сотрудничестве в освоении космоса, транспортных и инфраструктурных проектах. Особую роль Казахстан играет в вопросах борьбы терроризмом, организованной преступностью, наркотрафиком.

Узбекистан – важное государство Средней Азии, с которым отношения приобретают стратегический и союзнический характер. Узбекистан — партнер России по ОДКБ, ЕврАзЭС и ШОС. Большие возможности имеются для развития отношений в экономической сфере.

С Киргизией Россия продолжит развивать дружественные и добрососедские отношения.  Важным является военно-техническое сотрудничество, сотрудничество в сфере экономики и гуманитарной сфере.

Россия и дальше будет содействовать стабильному развитию Таджикистана в экономической сфере и вопросах безопасности. В рамках ОДКБ, ЕврАзЭС и ШОС, а также на двусторонней основе будет продолжена борьба с наркотрафиком, транзитом оружия из соседних нестабильных регионов.

С Туркменией отношения имеют большой потенциал для развития. Особенно это касается энергетики. Будет углубляться гуманитарное сотрудничество.


Европа

Россия самым тесным образом связана с Европой. Европейский Союз  – основной торговый партнер России. На долю стран ЕС приходится более 50 процентов торгового оборота России.

Россия – европейская страна, которая не мыслит себя без европейской культуры. Со своей стороны Россия внесла большой вклад в европейскую цивилизацию.

Россия – это неотъемлемая часть Европы, поэтому цель российской политики – устранить барьеры и разделительные линии с Европой, включая экономические, политические и визовые ограничения. Приоритетом является создание четырех общих пространств: экономического, внешней и внутренней безопасности, а также культуры.

Россия намерена выстраивать стратегические отношения с Европой, основанные на взаимном уважении интересов, доверии и равноправии.  

Россия выступает за свободное передвижение капиталов, людей и услуг. Россия приветствует европейские инвестиции в российскую экономику и выступает за недискриминационный подход к российским компаниям и инвестициям в Европе.

В сфере энергетического сотрудничества Россия уже более 40 лет является надежным и предсказуемым партнером Европы. С целью повышения уровня энергетической безопасности европейского континента Россия приветствует обмен активами между энергетическими компаниями России и ЕС.

Необходимо наращивать сотрудничество России и ЕС в высокотехнологичных областях.юбая система европейской безопасности, в которую не включена Россия, не будет полноценной. Безопасность европейского континента невозможна без России. Россия выступает против создания новых разделительных линий, расширения военных блоков к российским границам. Россия стремится к созданию общего пространства европейской безопасности. Это возможно в рамках реформированной ОБСЕ или новой организации по безопасности в Европе.

Стратегической задачей является отмена визового режима между Россией и ЕС. 

Россия продолжит активно развивать отношения со странами ЕС на двусторонней основе. Традиционно главными партерами в ЕС остаются Германия, Италия, Франция и Испания. 

Уровень сложившихся доверительных отношений позволяет реализовывать крупные экономические и инвестиционные проекты, находить понимание по всем важным политическим вопросам. Россия рассматривает эти страны в качестве своих главных стратегических партнеров и будет всемерно развивать с ними отношения.

В отношениях с Великобританией Россия рассчитывает на конструктивный неполитизированный диалог