Россия не признает {непризнанных}
Признание Косова не выгодно прежде всего России. Пожалуй, это главный вывод, который можно сделать сегодня. Не выгодно оно, не только из-за того, что на Западе опять наплевали на позицию России, и что близкие нам сербы испытали еще одну национальную трагедию, но и потому, что для Москвы усложнилась международная ситуация.
Стоит отметить, что Россия при Путине никогда не заявляла, что признает независимость непризнанных республик на пространстве СНГ или сделает их составной частью России. И сегодня Москва не собирается признавать Абхазию, Южную Осетию или Приднестровье.
В Кремле включились в принципиальное дипломатическое противостояние по вопросу статуса Косова не только из-за стремления сохранить основы международного права. В кремлевских кабинетах просто не хотят обострять и без того натянутые отношения с Западом. Тем более, что сейчас происходит смена президента, который на Западе имеет репутацию либерала.
Ни Абхазия, ни Южная Осетия, ни тем более Приднестровье не имеют такого стратегического или экономического значения, чтобы втягивать Россию в долговременную информационную или тем более политическую конфронтацию с США или с Европой.
Москва куда с большим облегчением восприняла бы постепенную интеграцию этих территорий в Грузию или Молдавию. Не просто так в Кремле предпринимают постоянные попытки склонить президента Приднестровья Смирнова на формат мягкой интеграции в Молдавию. В Грузии такой сценарий не возможен. Но не из-за проблем в российско-грузинских отношениях, а из-за острейших противоречий Грузии с Абхазией и Южной Осетией.
Хотя об этом открыто не говорят, в Кремле и на Смоленской площади существует довольно сильный страх, что косовский прецедент ударит прежде по самой России, которая все 1990-е годы представляло собой «лоскутной одеяло» из национальных республик. Никуда не делся и фактор Чечни.
Поэтому перед Россией после Косово стоит больше вызовов и вопросов, чем до Косово.
Морозов Сергей, главный редактор ИА «Национальные интересы».