Лев Гудков: много людей чувствуют, что они не могут прожить {без помощи государства}
— Лев Дмитриевич, какие вы отмечаете настроения у россиян перед выборами в Госдуму и президентскими выборами?
Лев Гудков: Я бы отметил заметный рост удовлетворенности жизнью, которая идет на протяжении последних полутора лет. Впервые мы отмечаем, что общий баланс настроений стал позитивным: люди стали скорее довольными своей жизнью, чем не довольными. Потому что все 15 лет после 1991 года фон был резко негативным – люди считали, что страна развивается не в том направлении, что их мнения и интересы не учитываются, что их доходы падают.
Конечно, это все очень неравномерно распределено в разных группах. Выиграли от всех изменений примерно 15-20 процентов, но основная масса, по их собственному ощущению, живет, как и раньше.
Но люди впервые успокоились после кризиса 1998 года и в ближайшее время не ждут каких-то потрясений. И это дает не столько уверенности и оптимизма, сколько ослабление чувства того, что что-то может негативное произойти. Здесь действует не формула "смотрите, как мы хорошо живем", а принцип "слава Богу, что ничего плохого не происходит".
— Этим объясняется популярность российского президента и высокие рейтинги партии власти?
— Отчасти. Очень большая часть людей продолжает жить представлениями советского времени. То есть она ждет от государства помощи, заботы, социального обеспечения и прочего. В этом смысле оно зависит от власти. И недовольство властью связывается с невыполнением или отказом выполнять эти вещи.
Люди, особенно на селе, да и в городах, чувствуют, что они не могут прожить без помощи государства – без бесплатного медицинского обслуживания, социального обеспечения и прочего. Если не считать административного ресурса, давления на избирателей и вытеснения оппозиции, контроля над СМИ, то есть всех прелестей управляемой демократии, то именно с этим связаны надежды на партию власти, которая может что-то решить, и с этим связаны надежды на президента.
— А какие сейчас электоральные настроения?
— Строго говоря, ситуация сложилась. Она очень определенна и принципиально не будет изменяться до конца выборов. Хотя всегда есть вероятность некоторых колебаний и неожиданностей. Собираются участвовать в голосовании 53 процента населения. Соответственно 47 процентов не будут принимать участия по политическим причинам.
— Каким именно?
— Они не верят, что от их голоса может что-то зависеть. Большая часть считает, что результаты выборов могут быть сфальсифицированы, многие устали от политики, не верят никому из политиков и прочее.
По причине того, что они "не разбираются в политике", не собираются голосовать только 5 процентов избирателей. То есть в основном эти отказы вполне мотивируемые — те, кто не находит для себя партий, которые выражали бы их интересы, скорее отказываются от участия в голосовании, чем собираются голосовать. Оставшиеся 53 процентов как-то определились с выбором.
— Какие вы сейчас отмечаете рейтинги партий?
— Если считать расклад будущего голосования, то он примерно таков. 59 процентов получит "Единая Россия". Примерно 18 – коммунисты, 9 — Справедливая Россия и около 7 процентов, то есть на грани прохождения, — партия Жириновского.
Естественно, могут быть подвижки, потому что очень быстро растет "Справедливая Россия". Ее электорат рыхлый, и они отбирают голоса – часть у коммунистов, часть у Жириновского, чуть-чуть у "Единой России".
— И ни одна из оппозиционных демократических партий не проходит?
— Нет, к сожалению, ни одна. Чуть больше получает поддержку "Яблоко", но все равно это едва ли 3 процента, у СПС — 1-2 процента.
— То есть если бы объединились все оппозиционные демократические силы вместе, то они и тогда бы не преодолели 7- процентный барьер?
— Да, так называемые демократы не прошли бы этот барьер.
— Вы ждете каких-то сюрпризов от парламентских выборов?
— Я не жду никаких особых неожиданностей. Потому что, какие могут быть неожиданности при строго контролируемом информационном пространстве в отношении агитации и пропаганды. Интрига заключается в том, что "Справедливая Россия" может и дальше расти и набрать, скажем, не 9, а 11 процентов.
Я думаю, что на последних фазах, уже в последнюю неделю перед голосованием, возможен бурный финиш партии Жириновского, как это не раз уже бывало. Опять таки, если на него не будет оказано давления. В принципе в этой ситуации – при управляемой демократии — он не нужен. Он даже в какой-то степени дискредитирует Кремль.
— То есть Дума будет вновь управляемая?
— В Думе будет абсолютное большинство прокремлевских партий, поэтому Дума будет вполне управляемая и в этом смысле зависимая от исполнительной власти, послушная и недееспособная.
— Как сегодня относится большинство россиян к тому, что сейчас происходит в политической системе?
— Люди очень плохо себе представляют, что такое демократия, они никогда не жили при демократии. А такая популистская консервативная демагогия 1990-х годов со стороны коммунистов и позже со стороны партии власти относительно реформ и демократических партий привела к тому, что сами принципы демократии и модели демократии оказались в очень большой степени дискредитированными.
Люди под демократией понимают — в зависимости от уровня своего образования и информированности — либо право критиковать власть, либо свободу выезда, перемещения и прочего, либо вообще такие вещи, как хаос, распад, болтовня, демагогия. То, что это определенное устройство, основанное на разделении властей, свободная конкуренция политических партий, это люди не понимают и не знают. Только 10-12 процентов действительно знакомы с принципами демократии.
— Как вы считаете, растет ли у россиян потребность в развитии гражданского общества?
— Нет. Общество остается очень консервативным с элементами государственно-крепостного сознания. Оно ориентируется на власть, привыкло к произволу власти, ждет от нее попечительства и отдает свою волю власти.
Беседовал Сергей Морозов
Другие новости:
Выкидывать автокатализатор на свалку не только глупо, но и опасно
В каждом современном автомобиле присутствует каталитический преобразователь (автокатализатор). Это устройство, часть выхлопной системы, предназначено для уменьшения количества выбросов вредных веществ в окружающую среду. Автомобильный катализатор позволяет ослабить пагубное влияние выхлопных газов, что особенно необходимо в крупных городах, где по улицам ежедневно проезжают десятки тысяч автомобилей. Тем не менее, это устройство стоит достаточно дорого, поэтому владельцы авто не спешат заменять отработанный катализатор на новый. К тому же, большинство из них не знает, что даже старый, сломанный катализатор может быть полезен, и выкидывать его на свалку не только глупо, но и опасно. Ведь в этих устройствах содержаться металлы платиновой группы, палладий и другие химические элементы, которые, выделяясь из выброшенных автокатализаторов, оказывают негативное воздействие на окружающую среду. В таком случае, что делать с катализатором? Ответ очевиден – сдать или продать. Кому и куда? Тут тоже все просто. На сегодняшний день существует множество компаний, которые занимаются переработкой этих устройств. Продав им б/у катализатор, Вы получите не только гарантию его абсолютно безвредной переработки, но и неплохой доход.