Андрей Пржездомский: давление на волеизъявление граждан может {привести к обратному эффекту}

07 января 18:32

Андрей Станиславович, на ваш взгляд, эти выборы будут свободными?


Андрей Пржездомский:
Я считаю, что эти выборы будут очень активными и достаточно яркими. А вот что касается степени свободы волеизъявления граждан, то здесь, конечно, будут проблемы. Проблемы эти, как всегда, состоят отчасти в отсутствии свободы политической конкуренции, что совершенно очевидно, отчасти в непросвещенности избирателя, который с трудом представляет, что у нас происходит в политическом процессе. Наша "горячая линия" по прежнему показывает, что люди не могут различить партии между собой и все равно ориентируются не на принципы и программы партий, а на личности.

— Вы сейчас проводите "горячую линию" связи с избирателями, где фиксируете сообщения о нарушениях в ходе избирательной кампании. О каких нарушениях заявляют граждане?

 — В основном это ошибки в списках избирателей — отсутствие конкретных фамилий избирателей и присутствие так называемых "мертвых душ". Далее идут жалобы граждан о том, что избирательные участки расположены очень далеко, и до них трудно добраться. Тревогу вызывает также количество выданных открепительных удостоверений. В разных субъектах Российской Федерации выдано разное количество открепительных удостоверений. Причем в некоторых субъектах количество удостоверений измеряется сотнями, а в некоторых десятками тысяч. И такое ощущение, что люди вдруг сорвались с мест и куда-то уезжают. Но понятно, что они никуда не уезжают. Все это, в основном, связано с тем, что руководители разного ранга, в том числе и предприятий, учреждений здравоохранения и образования, дают указания взять открепительные удостоверения и голосовать по месту работы.

— Зачем это делается?

— Эти руководители обуреваемы стремлением повысить явку избирателей. Таким образом, считают они, будет обеспечена эффективность голосования избирателей. Я не вижу никаких реальных возможностей, кроме блефа или запугивания, обеспечить голосование за какую-либо партию. Мы так и отвечаем избирателям, когда они нам звонят и говорят, что их предупреждают, что их будут контролировать, как они голосуют. Мы говорим: не волнуйтесь и не беспокойтесь, просто в 99 процентах случаев они блефуют и пугают вас. В кабине для голосования вы все равно один на один с бюллетенем. И куда вы поставите вашу "птичку", это дело только вашей совести, взглядов и пристрастий. Если вам говорят, что кто-то там вас будет видеокамерой снимать, то это уже уголовщина.

— Какова же логика такого поведения руководителей?

— Это, как правило, стремление низовых руководителей подобострастно продемонстрировать свою способность решить любую задачу. Ретивые исполнители того или иного замысла иногда способны извратить все, что угодно.

 — А люди в России до сих пор боятся?

— Боятся. Есть анонимные обращения, люди не называют себя. Они просто прекрасно понимают, особенно в глубинке, что начальник это все.

Зачем все-таки нужна такая большая явка, к которой стремится ЦИК? Зачем насильно загонять людей на выборы?

— Я не могу ответить на этот вопрос. Я считаю, что этого делать нельзя. Любое насилие над человеком вызывает только одно — сопротивление этому насилию. Людям надо ходить на выборы. Но можно призывать ходить на выборы с плакатов или с экранов телевизоров. Но методы насилия вызывают только обратную реакцию.

— Может ли такое насилие привести к тому, что, допустим, люди, которые хотели бы проголосовать за "Единую Россию", проголосуют против нее из-за того, что их вот так ломали через колено?

— Если это делается под флагом конкретной партии, то вполне возможно, что да.

— Какие есть возможности общественного контроля при подсчете голосов в день выборов?

— Возможности общественного контроля заключаются сегодня только в присутствии наблюдателей от политических партий и журналистов во время подсчета голосов.

— То есть, если нет представителей партий или СМИ на каком-то участке, то процесс контроля при подсчете голосов проконтролировать никак нельзя?

— Потенциально, можно говорить, что если нет членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, представителей СМИ и наблюдателей от политических партий, то есть возможности для злоупотребления в этой сфере. 

Беседовал Сергей Морозов