Александр Шохин: конкуренция частного бизнеса и государства — две большие разницы

07 января 13:37

  — Александр Николаевич, с чем связано то, что крупные российские компании все больше стремятся завладеть зарубежными активами?

 

— В России сильно изменилась экономическая ситуация – появились национальные чемпионы. Они стали активно трансформироваться в транснациональные компании. Причем, если раньше российская власть относилась к этой экспансии частного капитала как к утечке капитала, то в новой ситуации глобальная конкуренция просто выталкивает крупные компании на международные площадки. Если их не пускать, то тогда эти национальные чемпионы никогда не станут интернациональными чемпионами. Они на "Спартакиаде народов СССР" еще могли победить, но на "Олимпийских играх" на призовые места рассчитывать им не приходится. В этой связи власть осознала, что экспансия российского капитала это более естественный и эффективный процесс — это намного лучше, чем покупка яхт, вилл, футбольных клубов и так далее. И поэтому президент Путин лично и власть в целом начали поощрять такую экспансию капитала.

 

— Но все-таки идет очень много государственного капитала. А государственный и частный капитал – это разные вещи. И это пугает европейцев.

 

— Конечно. Но государственный капитал больше всего беспокоит, когда речь идет о "Газпроме" и его попытках получить распределительные активы в Европе. При этом, на мой взгляд, в Кремле и в правительстве понимают, что если компания государственная, то вообще, у любого иностранного государства должно быть право ограничить такой приход. Потому что одно дело конкуренция частного бизнеса – другое дело конкуренция государства.

 

Я считаю, что российская власть понимает: рассчитывать, что наши государственные компании проникнут в европейский и американские бизнес и к ним будет позитивное отношение, не стоит. Надо поощрять российский частный бизнес. Нам нужно, чтобы эти компании в глобальной конкуренции выживали, поэтому им нужно опираться на географическую диверсификацию и взаимодополнение. А во-вторых, нужны технологии. Взять "Базовый элемент", который покупает "Магнум", и даже на "Крайслер" посягает. Если копнуть глубже, то основной его интерес – это производство автомобилей в России, а технологию легче затащить вот таким образом.

 

— Но что касается сырьевых компаний – то они остаются в руках государства…

 

— В сырьевых отраслях остается представление о том, что там государство эффективно. Но здесь высокие цены мешают. Когда цены высокие, можно на любые ошибки менеджмента  не обращать внимания – все равно они поглощаются высокой доходностью бизнеса. А любая более сложная технологическая  цепочка – переработка и так далее — там более жесткая конкуренция и государство не решается туда идти, потому что там любые ошибки в определении стратегии, маркетинга и управления сразу дадут о себе знать.         

 

— Одна из самых важных тем – коррупция на российской таможне. Например, доля "серого импорта", по некоторым видам электроники достигает 80 процентов. И как после этого вступать в ВТО?

 

— На самом деле – серый импорт это наша головная боль. Если говорить в целом, если бы мы победили "серый импорт" и импорт контрафакта, то нам ВТО абсолютно не страшна.  

Если не об электронике говорить, а, например, о такой отрасли как текстиль, то бояться нечего, но при одном условии – если все будет завозиться легально. Когда все будут пошлины платиться, тогда китайские товары существенно подрастут в цене, и мы выйдем на конкуренцию по качеству.  

 

— Уже целый год не решается проблема очередей на российских границах особенно с Прибалтикой и Финляндией. Это же напрямую негативно влияет на предпринимателей и пассажиров?

 

— Я знаю, что на многих границах с балтийскими государствами многокилометровые очереди сначала специально накапливают, а потом, когда народ "намек" понимает — поднимают шлагбаум и пропускают за взятки. Это позволяет расширяться незаконной деятельности, и с этим надо бороться.

 

— Российская таможня говорит, что очереди возникают из-за того, что они тщательно все досматривают…

 

— Конечно, они будут возникать, если физически ощупывать и осматривать каждую партию. Но проверять так тщательно нужно, когда речь идет о контрабанде оружия, наркотиков и так далее. Все остальное можно проверить и более цивилизованным способом. Я думаю, что фискальная функция не должна быть сегодня основной функцией таможни. Прежде всего, эта служба имеет в качестве цели контроль и надзор за соблюдением всеми участниками соответствующих операций законов.

 

Что касается пассажиров и грузов, то давно пора разделить потоки, чтобы люди за фурами не стояли. К этому давно призывают, но уже это надо делать, а не только призывать.

 

Та же проблема – у нас люди в Эстонию едут, так как у многих остались там дачи, клочочки земли еще с советских времен. Так они 3 часа стоят на российской таможне, и 20 минут на эстонской. Поэтому постановка вопроса верная. Порядок здесь наводить надо.

 

Беседовал Сергей Морозов


Другие новости:

Автосалоны будут заниматься регистрацией


Анатолий Могилев, Министр внутренних дел Украины, потребовал, что бы регистрацией автомобилей в Харькове занимались автосалоны.

Глава МВД считает, что необходимо разработать систему, которая бы позволяла автосалонам и дилерам крупных автокомпаний заниматься регистрацией приобретенных машин. Человек должен придти в автосалон, который осуществляет продажу автомобилей в Харькове, заплатить деньги за понравившуюся машину и через пару часов уехать на уже зарегистрированном автомобиле с номерами, а не искать где и как осуществить регистрацию транспортного средства.

Подобная система уже действует в некоторых городах Украины – Киеве и Донецке.