Александр Игнатов:избирательная система России находится в переходном периоде

07 января 13:07

Какие проблемы вы видите сегодня в избирательной системе перед думскими выборами в России? 

 

Александр Игнатов: Во-первых, впервые выборы в Госдуму пройдут по пропорциональной системе.  Следовательно, граждане, как беспартийные, так и те, кто принадлежал к партиям, утратившим свой статус, потеряли право выдвигаться самостоятельно или от своей партии.

Дальше есть проблема объективного освещения деятельности предвыборной кампании. Речь идет о средствах массовой информации по информированию избирателей. По закону оно должно быть объективным, на равных условиях. Но не секрет, что федеральные каналы, находящиеся в государственной собственности, как правило, отдают свое предпочтение ряду партий.

 

— То есть, нет законодательных механизмов обеспечения равного доступа партий к СМИ?

 

— Понимаете, в чем сложность – ведь решение Конституционного суда 2003 года фактически убрало у избирательных комиссий механизм, который попытались в 2002 году в законе прописать – механизм борьбы с этими нарушениями. Ведь мало того, что надо доказать, что такой-то сюжет о партии или каком-то кандидате, допустим, излишне позитивный или наоборот излишне негативный. Нужно еще доказать, что журналист, который этот сюжет снял, и СМИ, которое запустило этот сюжет на экран, имели целью побудить голосовать либо за, либо против этой партии или кандидата. Это первый момент. Второй момент, что это еще должно быть неоднократное действие. Если какой-то канал однократно запустил сюжет на 10 минут, восхваляющий какую-то партию, то к административной ответственности СМИ привлечь невозможно, даже если умышленно под видом информирования осуществляется агитация.

 

— А были случаи, когда наказывали СМИ за необъективное освещение политических сил?

 

— Можно вспомнить опыт Красноярского края, где краевая избирательная комиссия при проведении выборов в законодательное собрание в апреле 2007 года с самого начала заняла очень жесткую позицию – несколько журналистов были привлечены к ответственности как раз за нарушение правил информированности избирателей, за признаки агитации в информационных сюжетах. Агитация была, в том числе и за "Единую Россию". Но в итоге это привело к последствиям не совсем правильным — журналисты прекратили вообще освещать избирательную кампанию.   

 

— А как вы оцениваете то, что была отменена графа "против всех"?

 

— Я критично отношусь к отмене графы "против всех", потому что избирателям сейчас сложно выразить свое недовольство вообще всеми участниками избирательного процесса. На мой взгляд, пока следовало бы сохранить графу "против всех" именно для того, чтобы человек, который решил идти на выборы, и который видит, что среди участников нет партии, за которую он готов проголосовать, мог бы проголосовать против всех.

 

— А куда сейчас уйдут голоса протестного электората?

 

— Я думаю, что эти люди просто не пойдут на выборы. Теоретически сейчас у протестного избирателя остался шанс как-то повлиять на ход событий – просто сделать недействительным бюллетень. То есть прийти на выборы и опустить пустой бюллетень, либо поставить более одной галочки.

 

— Самые активные слои населения в России перестали ходить на выборы – они не верят, что с помощью выборов можно что-то изменить.  Не приведет ли это к тому, что свой протест они будут выплескивать на улице?  

 

— Здесь, конечно, есть такая опасность, что сторонники отдельных сил, которые не видят возможности для выявления своей воли в ходе выборов, естественно, могут выйти на улицу, начать проводить уже более неправовые формы борьбы за свои политические взгляды. Но опять же надо смотреть, кто эти люди. У нас снизилась активность среднего класса, более обеспеченных людей, которых, в общем-то, все устраивает. Причем они не видят связи улучшения своего уровня жизни с тем, что они раньше ходили на выборы. Они считают, что они своего благосостояния добились сами. Эти люди, конечно, не пойдут на улицы кидаться камнями.

 

— Но есть большое количество недовольных…

 

— Есть, конечно, определенное количество недовольных. Вполне возможно, что они пойдут на улицу выражать свое недовольство.    

— Как вы оцениваете, на каком уровне сейчас находится избирательная система в России?

 

— Здесь трудно определить стадию. Россия находится  в неком переходном периоде. Взять тот же порядок формирования Совета Федерации, который трижды менялся за 12 лет. То же самое с избирательной системой – губернаторы, которые сначала назначались, потом выбирались, сейчас была выбрана такая своеобразная форма наделения полномочий законодательными собраниями по представлению президента. Вместе с тем не надо забывать, что еще не прошло и 20 лет с момента, когда появилось понятие альтернативных выборов в России. Или взять Америку, в которой избирательной системе 200 лет.

 

— Когда рядовой россиянин осознает, что он не только россиянин, но и гражданин – что у него есть гражданские права?

 

 — Я думаю, новое поколение эти права будет полностью понимать и ощущать. 

 

Беседовал Сергей Морозов