Александр Мороз: Каждый должен заниматься тем, что ему определено Конституцией
Александр Александрович, на Украине один за другим следуют политические кризисы. Это теперь нормальное состояние для страны?
Александр Мороз: Видимо, для многих стран напряженные ситуации, возникающие одна за другой, являются характерным признаком становления самого государства. Но нынешняя ситуация на Украине имеет абсолютно ясные причины. На мой взгляд, сейчас идет борьба двух тенденций: или Украина будет демократическим государством с соответствующей этому статусу системой власти и отношениями между институтами власти, или это будет диктаторская страна, что приведет к последствиям, которые в стране уже возникали и привели к так называемой "оранжевой революции".
— Не произойдет ли на Украине такая ситуация, как в России, когда демократия начинается восприниматься как хаос?
— Я думаю, мы здесь ничего не повторяем – это у нас есть. Действительно, это спланированный хаос, которому трудно найти юридические, правовые, моральные, какие угодно объяснения. Ну как можно говорить о том, что парламент распущен?
У президента нет полномочий распускать парламент. Это противоречит Конституции, потому что в соответствии с Основным законом и мировой практикой любой институт власти существует до тех пор, пока он не замещен. У нас же считают, что парламента нет, потому что президент издал указ.
— Какова вероятность, что новая Верховная Рада не прекратит свое существование через пару месяцев?
— Этот хаос может и дальше продолжаться. Может случиться, например, что парламент не будет сформирован или избранные депутаты не захотят принять присягу… Но в данном случае я надеюсь на благоразумие избирателей и депутатов вновь сформированного парламента. Его политическая конфигурация останется прежней, может быть, с некоторым усилением возможностей коалиции и изменением баланса тех, которые относят себя к оппозиции (я имею в виду БЮТ и "Нашу Украину"), в небольшую пользу "Нашей Украины". А все остальное останется прежним. И примерно 90-85 процентов нынешних депутатов войдут в состав нового парламента.
— Ваш прогноз – что будет с парламентаризмом на Украине?
— Парламентаризм будет развиваться. Мы обязательно должны реализовать второй этап политической реформы – децентрализовать власть, переместить ее на места, усилить функции и статус местных органов самоуправления и работать дальше по созданию на Украине системного управления, присущего европейским странам.
— На ваш взгляд, какую стратегию сейчас проводит Владимир Путин в отношении Украины?
— Я один раз встречался с Владимиром Путиным. Он подтвердил еще раз, что российская власть и президент в том числе уважительно относятся к тому, что происходит на Украине. Но у него возникает недоумение, когда он пытается понять, кому же все-таки принадлежит власть на Украине и кто у кого в оппозиции. И почему президент страны является оппозицией?
Ведь что самое интересное? Сегодня к оппозиции себя отнесли те, кто обладает всей вертикалью исполнительной власти. Все местные администрации вплоть до областных и районных назначены президентом из представителей одной политической силы, которая набрала чуть больше 13 процентов голосов на парламентских выборах 2006 года
Тогда возникает вопрос – какая же это оппозиция? Ведь они обладают реальной властью. И мне кажется, что такое удивление возникает у руководителей не только России, но и других стран. А на Украине тем более. Поэтому нам необходимо раз и навсегда разрешить эту проблему. Каждый должен заниматься тем, что ему определено Конституцией.
— А прагматизм в отношениях между Россией и Украиной в последнее время вырос?
— Я думаю, что он просматривается. И здесь инициативно ведут себя прежде всего россияне. Не все удалось сделать так, чтобы это было выгодно и России и Украине: и в налаживании двусторонних отношений, и в использовании производственного потенциала двух стран. Не хватает, и я считаю это важным, прозрачности в приобретении Украиной газа и в механизме его транзита в европейские страны, что беспокоит европейское сообщество. Поэтому чем скорее мы пройдем все этапы незавершенности отношений, тем это будет выгоднее для обеих стран.
Я сторонник того, чтобы наши отношения были действительно прагматичными, прозрачными, откровенными, но взаимовыгодными, учитывая то, что мы — соседи испокон веков, и будем таковыми вне зависимости от того, кто будет у власти на Украине и в России.
Поэтому те, кто не будет учитывать эти объективные факты, будут — опять же объективно — сметаться с вершин власти. Вот с учетом этого и надо строить наши взаимоотношения. Такие отношения выгодны и миру в целом и Европе в частности.
Беседовал Сергей Морозов