Алексей Мухин: Владимир Путин стремится войти в {состав мирового истеблишмента}
— Алексей Алексеевич, почему "Единая Россия" выдвинула в кандидаты на пост президента России именно Дмитрия Медведева?
Алексей Мухин: Изначально предполагалось, что "Единая Россия" выдвинет именно Дмитрия Медведева. Потому что именно из его кармана — через "Газпром" — финансировались практически все проекты этой партии за последние несколько лет. И со стороны "Единой России" было бы странным и неблагодарным выдвигать кого-то другого, включая Сергея Иванова. Конечно, она бы выдвинула того, кого назвал Путин, но выдвижение Дмитрия Медведева очень логичное и объяснимое.
— Почему выдвижение Медведева было сделано заранее, а не 17 декабря на съезде партии, как заявлял лидер "Единой России" Борис Грызлов ?
— Раннее выдвижение Медведева говорит о том, что, возможно, у Путина в планах выдвижение нескольких сильных кандидатов, которые будут конкурировать. На их фоне любая иная политическая борьба статистов, таких как Жириновский или Зюганов или кандидаты от несистемной оппозиции, будет выглядеть возней в песочнице.
— А зачем нужны Путину несколько кандидатов от Кремля?
— Для Путина эта ситуация была бы идеальной. Потому что здесь он сможет сохранить свою систему сдержек и противовесов, которая существует. Он не собирается выбивать из политической жизни ни одного из своих соратников — ни Дмитрия Медведева, ни Сергея Иванова, ни кого-либо другого из тех, кто называется в списке возможных кандидатов.
— То есть будущий президент не будет слабой фигурой?
— Слабый президент — вещь вообще невозможная в России. Слабый президент означает двоецентрие или троецентрие власти и следующий за этим политический хаос. Путин об этом говорил, что никакого двоецентрия власти он не допустит.
— Чем руководствовался Путин, когда поддержал кандидатуру Медведева?
— Я хочу отметить, что Путин не называл его имени в качестве своего преемника. Путин только согласился с выдвижением Медведева, которого предложили четыре партии. Причем он указал на очевидные факты. Путин заявил, что знает этого человека 17 лет, что он доволен его работой, поэтому поддерживает его выдвижение. Он не сказал, что это единственный кандидат, преемник и голосовать надо только за него. Такой агитации не прозвучало.
— Но трудно себе представить, что выдвижение Медведева проходило по инициативе партий, а не по инициативе Владимира Путина…
— Изначально инициатива выдвижения Медведева происходила не от этих партий. Поэтому мы и говорим о политическом спектакле, который перед нами разыгрывается.
— Следует ли ожидать выдвижение кандидатом в президенты Сергея Иванова?
— Со стороны Владимира Путина было бы не логично выключать Сергея Иванова из президентской кампании. Потому что тогда ни о какой конкуренции, ни о какой демократической оболочке процесса речь даже не идет. Речь идет о банальном переходе власти от одного лица к другому.
— А чем плох такой процесс для Владимира Путина?
— Дело в том, что для питерской команды очень важны репутационные вопросы. Она не собирается замыкаться в своей деятельности пределами России и активно экспортирует свое влияние и свои связи. В случае если Путин поступится демократическими принципами, которые очень важны для западного мира, получится, что он примерит на себя позицию Лукашенко, который стал практически невыездным президентом.
— А насколько сейчас имеет значение влияние Запада в оценке демократического развития России?
— Россия абстрагировалась от внешних факторов воздействия. Но это не значит, что она не принимает их во внимание. Судя по всему, Владимир Путин стремится войти в состав мирового истеблишмента. И поэтому становиться в один ряд с Лукашенко, Каддафи, Уго Чавесом и другими людьми, которые довольно ограничены в своем влиянии в мировой политике, потому что они сами создали такое положение, он не собирается. Со стороны Путина было бы не очень умным так поступить. Тем более что его цель — это создание огромной корпорации под названием "Россия", которая имеет мировое влияние.
— Как вы думаете, насколько реально, что Владимир Путин станет премьер—министром после президентских выборов?
— Вопрос трудоустройства Владимира Путина — это самый главный вопрос. Существует большое количество предположений на этот счет. Одно из последних — это премьерский пост после ухода с поста президента. Но этот вариант имеет негативную сторону, так как Путин станет подчиненным своего бывшего подчиненного. Более того, он понесет социальную ответственность за тот участок работы, который был поручен до этого Дмитрию Медведеву — то есть ему придется завершать те самые национальные приоритетные проекты. Не факт, что все будет в этом деле хорошо. То есть он, по сути, должен будет принять негативную политическую карму, которой сейчас обладает Дмитрий Медведев.
Беседовал Сергей Морозов