Генсек ОДКБ: Россия готова к равноправному сотрудничеству {с Западом по вопросам безопасности}
— Сегодня развитие ОДКБ идет по максимальному уровню. Последний саммит в Душанбе показал, что государства-члены организации почувствовали вкус от сотрудничества в сфере безопасности. Они видят, что заключенные соглашения реализуются в их интересах.
— С чем связано, что Россия именно сейчас начинает реагировать на изменения военно-политического баланса сил в Европе? Например, она вышла из ДОВСЕ.
— Во-первых, действительно баланс меняется. Причем инициатором смены баланса является не Россия, а прежде всего государства НАТО. Ведь именно они создают передовые базы в Румынии и Болгарии, а США заявили о создании третьего позиционного района ПРО в непосредственной близости от России. Почему Россия реагирует именно сейчас? Ну, видимо, потому что была пройдена определенная точка отсчета и кончилась вера в то, что заявления, которые делаются Россией, будут восприняты.
Теперь о проблеме ДОВСЕ. Она была не в том, что Россия не исполняла положения договора, а в том, что государства НАТО не приняли и не ратифицировали этот документ. Сегодня Россию обвиняют в том, что она объявила мораторий на ДОВСЕ, но простите, она же объявила об этом после того, как она ратифицировала этот договор и его исполняла. Фактически для России это был внутренний национальный закон об исполнении положений договора, чего не сделали западные государства.
— При каких условиях Россия может отказаться от моратория на ДОВСЕ?
— Россия готова к обсуждению вопросов по обеспечению вопросов безопасности в Европе, готова к выработке новых подходов в том случае, если на эти адаптированные подходы пойдут европейские государства. А что касается адаптированного ДОВСЕ, то Россия готова восстановить и исполнять этот договор, но после ратификации его всеми остальными странами.
— Почему сейчас происходит такое тесное сотрудничество ОДКБ с Шанхайской организаций сотрудничества — ШОС?
— Одно из направлений ШОС — это безопасность в регионе действия договора. Мы тоже занимаемся прежде всего вопросами безопасности. Есть соответствующий потенциал ШОС, есть потенциал ОДКБ. Поэтому мы убеждены, что должны совместить эти потенциалы.
Хочу сказать, что перед тем, как мы начали взаимодействовать с ШОС, мы предложили такое же взаимодействие с Североатлантическим альянсом. НАТО сегодня абсолютно реальный игрок в Центральной Азии, НАТО присутствует в Афганистане, в государствах-членах ОДКБ. Мы им предложили — давайте совместим потенциалы и займемся проблемами безопасности хотя бы Афганистана и Центральной Азии. Но наше предложение, мягко говоря, осталось без реакции. А ШОС отреагировала.
— Готова ли сейчас ОДКБ к сотрудничеству с НАТО по вопросам безопасности?
— Позиция руководителей государств-членов ОДКБ и лично моя позиция таковы, что сегодня все человечество сталкивается примерно с одинаковым набором проблем безопасности: это наркотики, терроризм, угроза несанкционированного применения оружия массового поражения, распространения обычных видов вооружений, торговля людьми, незаконная миграция. Эти проблемы касаются Европы, государств постсоветского пространства, Центральной Азии, и, по большому счету, мы все должны объединить усилия в противодействии этому злу. Очень хотел, чтобы у нас такое сотрудничество было с НАТО. Это пойдет только на пользу, в том числе и государствам Европы.
К примеру, мы видим, как волна наркотиков из Афганистана захлестывает наши государства. Но эта волна идет дальше в Европу. При этом натовский контингент находится на территории Афганистана, а правоохранительные органы государств-членов ОДКБ работают на границе с Афганистаном. Почему бы нам не совместить усилия? Мы видим реальную выгоду в объединении наших усилий.
Или другая проблема — европейские государства страдают от миграции. Я знаю, насколько острой является эта проблема для европейских стран, но я не понимаю, почему мы не выходим на сотрудничество? Потому что ангажированы в политическом плане? Но от ангажированности какой-то части политиков страдают люди, которые этим политикам вверили свою безопасность. Мы все понимаем, что есть проблемы, которые мы можем совместно решить, но политические резоны не позволяют выходить на эти контакты.
— Какова роль ОДКБ в обеспечении безопасности на границах с Афганистаном?
— Мы занимаемся Центральной Азией и в том числе Афганистаном очень активно, потому что там действительно острые проблемы с безопасностью. И те события, которые там периодически происходят, — вторжение бандформирований, нападения на пограничные и таможенные посты, боестолкновения на границе — естественно не остаются незамеченными. Мы занимаемся проблемами пограничной безопасности и распространения наркотиков, в рамках ОДКБ создана рабочая группа по оказанию помощи афганскому руководству в постконфликтном обустройстве Афганистана.
Беседовал Сергей Морозов