Вернуть {Украину}

15 июня 22:59

Сегодня принято считать, что действия России на Украине перед президентскими выборами 2004 года  были ошибкой. Тогда за год до «оранжевой революции» Путин предпринял беспрецедентные усилия по вовлечению Украины в орбиту российской политики. Российский президент проводил встречи с Кучмой чаще, чем со своим лучшим немецким другом Герхардом. Россия пошла на взимание косвенных налогов в стране назначения, что обошлось российскому бюджету почти в миллиард долларов. Путин открыл паромную переправу в Керчи, и даже разрешил украинцам жить без регистрации в России в течение 90 дней, чего на тот момент не могли даже сами россияне, приезжавшие в Москву из других городов.    

Оглядываясь на те события, убеждаешься в том, что это не было ошибкой, как сегодня представляют большинство российских экспертов и политиков.

Ошибкой были не масштабные попытки сделать глубокую интеграцию с Россией  выгодной для Украины, а вовлечение Путина в сам предвыборный процесс, апогеем чего стали поздравления Янковича с победой еще до окончательного подсчета голосов.

Но это уже не вина Путина, а тех людей, которые ему это советовали. 

Тем не менее, поражение в одном сражении не означало проигрыша всей битвы за самую важную для России страну. Необходимо было собрать волю в кулак и сделать оргвыводы.

Россия же повела себя как маленький ребенок, которого обидели, и который решил забрать свои игрушки и надуться. Вся дальнейшая политика по отношению к Украине стала строиться на принципе: живите, как хотите сами – мы к вам ни ногой. Этими настроениями воспользовались энергетические концерны России, которые стали главным инструментом российской политики на Украине. Фактически, МИД и посольство России в Киеве переехали в штаб квартиру «Газпрома», благо сам Виктор Степанович Черномырдин возглавлял этот газовый гигант в 90-х. Их интересы, как говорится, полностью совпали. Все межгосударственные отношения были переведены на бизнес основу. Россия полностью отказалась от какого-либо политического участия на Украине.

Такую позицию Россия могла занять по отношению к третьесортной и незначимой для России стране. Но никак не к стране, в которой живет около 10 миллионов русских, и в которой все сферы от культуры и экономики до человеческих связей пронизаны многочисленными нитями с Россией.

При этом не бралось во внимание, что свято место пусто не бывает, и альтернативные силы проводят в жизнь стратегию Бжезинского, согласно которой Россия без Украины никогда не станет евразийской сверхдержавой. 

Несмотря на то, что Россия полностью выключилась из политической жизни Украины, на парламентских выборах 2006 года с огромным перевесом по сравнению с другими партиями победила Партия регионов. Янукович смог сформировать коалицию и стать премьером. Это четко подтвердило правильность выбранного еще до выборов 2004 года Путиным стратегического курса на интеграцию с Украиной.

Украинский электорат дал однозначную поддержку восточному вектору Украины, а также политике на сближение с Россией, которую он ассоциировал с Партией регионов.

На предстоящих в 2009 году президентских выборах шансы Януковича выглядят наиболее убедительно.

Тем не менее, продолжение политики тотальной коммерциализации отношений «Газпромом», а также отчуждение Кремля и после того, как Янукович стал премьером, стали неприятным сюрпризом для сил, выступавших за тесные связи с Россией.  В разговоре с автором данной статьи первый вице-премьер Украины Николай Азаров – убежденный сторонник сближения с Россией, недоумевал, как холодно в Москве отнеслись к попыткам украинского правительства вывести отношения с Россией на предреволюционный уровень 2004 года. Во многом именно такое отношение высшего российского руководства заставило считавшуюся пророссийски настроенную Партию регионов добиваться расположения в европейских столицах.

Дальнейшая политика отчуждения России будет вызывать все большее смещение Партии регионов в сторону ЕС.

Показательно, что в ходе государственного кризиса после нелегитимных указов президента Ющенко о роспуске Рады, когда на помощь призывались внешние арбитры, негласными посредниками выступали Европа и США. Роль и возможности России в разрешении кризиса можно оценить близкими к нулю.

30 сентября 2007 года на Украине пройдут досрочные парламентские выборы. Россия должна, наконец-то, вспомнить о том, в чем она всегда была сильна – о государственническом подходе. Частные интересы коммерческих структур, пусть и с государственным участием, не должны подменять национальную политику. Россия должна сжать зубы и начать аккуратно, вымеряя каждый шаг, работать.

Прежде всего, нужно усовершенствовать аналитическую составляющую российской политики. Как ни парадоксально, у России нет сегодня ни серьезных экспертов по Украине, ни Центра по изучению Украины, действующего с украинской территории. Это же касается социологических фондов и СМИ. Очевидно, что недорабатывает внешняя разведка, а также дает сбой система доведения информации до уровня принятия решений.

Далее идет практический уровень. Нужно тихо, без шума наращивать ресурсы, создавать базу для долгосрочной политики, как ее создавали многие годы американцы.

Российская стратегия на выборах 2007 должна базироваться на том, чтобы в парламент прошло как можно меньше недружественных России партий и больше лояльных или нейтральных к Москве сил.

Прежде всего, это касается партии Наталии Витренко, которая не набрала всего 0.07 процента на прошлых парламентских выборах. Сейчас ее шансы попасть в парламент велики. Но она испытывает реальные трудности с ресурсами для предвыборной борьбы. Потенциал структур Витренко многократно больше, чем в том состоянии, в котором он находится сейчас. Когда говорят, что Витренко «топчется» на электоральном поле Партии регионов и коммунистов – это правда. Но правда и то, что в случае ее попадания в следующий состав парламента, пророссийских депутатов прибавится минимум на 17-20 человек, а Рада обретет оратора достойного Юлии Тимошенко.

Это лишь часть первых безотлагательных мер, которые необходимо внедрять уже сейчас. Такие действия не несут больших финансовых затрат, и должны дополнять и усиливать политику здорового прагматизма, на путь которой вступила в новом веке Россия.

Серж Мороз, ИА «Национальные Интересы»