Украина не выдержала {экзамена на демократию}
Ведь как показывают последние события в Киеве, демократия в стране без развитой демократической культуры превращается в анархию и хаос.
Украинские политики не выдержали экзамена на демократию. Законы перестали иметь значение, а Конституция превратилась в бульварную книжку.
После сомнительного первого указа Ющенко о роспуске Рады и назначении досрочных выборов, мотивом для которого послужило желание окружения президента любыми средствами вернуть себе утраченные полномочия, коалиция, во главе с премьером Януковичем, передала дело на рассмотрение в Конституционный суд – единственный орган, который мог решить судьбу указа в правовом поле. Но в самый последний момент, когда стало ясно, что Конституционный суд признает указ Ющенко неконституционным, глава государства отменил свой прежний указ, заменил его новым, а затем начал увольнять неподконтрольных ему судей высшей судебной инстанции. Затем Ющенко отстранил от занимаемых постов генерального прокурора и секретаря Совета национальной безопасности, которые отказались выполнять распоряжения «гаранта Конституции» по силовому давлению на коалицию.
В итоге легитимность в глазах граждан потеряли все органы государственного управления: половина Верховной Рады отказывается признать себя распущенной, Конституционный суд деморализован, президент беззастенчиво преступает через основные законы страны, МВД играет по правилам коалиции, армия и служба безопасности – по указкам президента. Даже Майдан, который в 2004 году был волеизъявлением части украинцев, дискредитирован своими коммерческими расценками – за день размахивания флагом (вне зависимости от цвета) на центральной площади платят около 100 гривен. Все это накладывается на глубоко разделенную по политическим, географическим и религиозным признакам страну.
Эффективность и целостность, а главное состоятельность такого государства вызывают большие сомнения.
Не исключено, что в случае усугубления ситуации и продолжения правового нигилизма в стране, единственным выходом из тупика будет привлечение внешнего арбитра. Янукович уже призвал Россию и ЕС оказать посреднические услуги. Но если Брюссель в Киеве обладает достаточным мандатом на подобные миссии, то Москва девальвировала свой авторитет еще в 2004 году своим неосторожным вмешательством в президентские выборы. В непредвзятость Москвы вряд ли поверит большинство украинцев. Вместе с тем, не стоит ожидать беспристрастного подхода и со стороны ЕС, который в отношении Ющенко занял позицию: «сукин сын, но наш сукин сын». За всеми действиями Ющенко Европа видит «внутреннее дело Украины» и «издержки демократии».
То, чем долгое время пренебрегала Москва – необходимостью создания и поддержки морального авторитета России на пространстве СНГ, может опять сыграть злую шутку с Россией на Украине.
Серж Мороз, главный редактор ИА «Национальные интересы» специально для «Час Пик».