Прежде всего, надо понимать, что сформированная коалиция – весьма неустойчива. Противоречия внутри нее настолько значительны, что по многим вопросам она просто не сможет прийти к единому мнению. Например, по вопросу НАТО. В связи с тем, что «Партия регионов» осталась в оппозиции, она тоже вряд ли будет поддерживать курс на вступление в НАТО. Тогда коалиция потеряет не только правительственные места, но и поддержку электората. Поэтому здесь будет происходить определенное сдерживание натовского марша.
Социалисты тоже выступают категорически против НАТО. Они вряд ли согласятся на вступление в Альянс без проведения референдума. Победить же на референдуме «оранжевые» смогут не скоро. Известно, чем закончилось их активное продвижение идей НАТО, – число сторонников этого в Украине упало вдвое. Поэтому я бы не торопился говорить, что создание правительства «оранжевой» коалиции может ускорить процесс интеграции в НАТО.
Сегодня известны только основные назначения – спикера и руководителя правительства. Еще неизвестно, кто будет назначен министром иностранных дел. В силу этого неясно, какой курс будет проводить Ющенко. Не думаю, что создание этой коалиции может серьезно сказаться на проблеме введения русского языка. Ровным счетом это никак не скажется и на крымской ситуации. Единственное, что может вызвать серьезные опасения относительно НАТО, — назначение министром иностранных дел Тарасюка или кого-нибудь другого из соратников Ющенко. К примеру, Бутейко, Огрызко.
Ко всему прочему, вчера стало известно о поднятии Туркменией цены на газ. Причем на столько, что средняя цена поставляемого в Украину газа вряд ли будет ниже $120-130 за тыс. куб. м. Это очень тяжелое бремя для украинской экономики, которое может привести к спаду экономического развития. Поэтому украинское правительство будет вынуждено искать разумные точки соприкосновения с Россией. Потому как все, что происходило в последние годы в Украине, только рвало отношения Киева с главным экономическим партнером страны – Россией. Полагаю, «оранжевое» правительство Тимошенко попробует занять более реалистичную позицию. С этой точки зрения можно предположить, что наихудший уровень отношений между нашими странами может остаться позади.
Не думаю, что, получив кресло премьера, Тимошенко победила Ющенко. Сегодня первым лицом в государстве, безусловно, остается Ющенко. Он в значительной степени контролирует парламент, и его партия там является ключевой. Ему же принадлежит место спикера. Во всяком случае, именно об этом договорились участники коалиции. Но роль спикера — это не только обязанности председательствующего на собраниях, это еще и роль дирижера. Право «дирижировать» парламентом принадлежит Ющенко.
Кроме того, он оставил за собой назначение губернаторов. Безусловно, он отказался обсуждать с партнерами по коалиции назначения ключевых министров – внутренних дел, иностранных дел, обороны, директора СБУ. Таким образом, он оставил за собой слишком важные места, которые вдобавок к его влиянию в парламенте еще более укрепят его положение.
Даже если Тимошенко удастся сформировать парламент, она останется зависимой от каждого конкретного голосования по каждому отдельному закону. Еще не придумано такой нормы, по которой все единогласно должны голосовать за предложение правительства. Так что говорить о том, что она добилась своего, – рановато.
Коалиция вряд ли переживет осень следующего года.