
СНГ, к сожалению, застыло и стало консервативным. Цели ГУАМ абсолютно не противоречат целям СНГ, потому что в ГУАМ объединились страны, у которых есть соответствующие региональные интересы. Если говорить об Украине и Молдове – интерес в Приднестровье, если говорить об Азербайджане и Грузии – интерес в транспортировке каспийской нефти в Европу и, кроме того, это альтернативный источник для Украины в снабжении энергоносителями. Поэтому здесь российские интересы и интересы других стран никоим образом не ущемлены.
Очень хотелось бы, чтобы и СНГ, глядя на те вопросы, которые решает Украина и другие страны в ГУАМ, достаточно динамично решала свои проблемы. Например, зона свободной торговли. Россия ведь до сих пор ее не ратифицировала. Украина еще выступает за то, что СНГ не должно иметь наднациональных органов, потому что это противоречит Конституции.
ГУАМ – это образование созидательное, для решения региональных вопросов, которые не ущемляют интересы других стран-участников СНГ.
Россия не являются членом ГУАМ, но с ней существуют постоянные контакты, и она всегда приглашается на саммиты. Россия была, есть и будет нашим стратегическим партнером, и не потому что мы это повторяем как заклинание, а потому что у нас достаточная большая общая граница, много украинцев живет в России. Поэтому работать против своих же украинцев – это у нас не в почете, мы этого никогда делать не будем. В России больше десяти миллионов украинцев. Это достаточно большое количество наших представителей, нашей нации там, и поэтому мы всегда дружили и будем дружить с Россией.
Мне просто интересно, почему, когда Украина делает какие-то свои шаги, это считается противовесом России?
Украина не станет выходить из СНГ, но если СНГ не будет делать шагов, не будет иметь развития, оно само по себе помрет. То есть Украина могильщиком СНГ не будет.
Я считаю, что у ГУАМ достаточно большие перспективы, потому что Европа тоже на сегодняшний день заинтересована в альтернативных источниках снабжения энергоносителями. Азербайджан, Грузия, Украина и Молдова четко видят перспективу этого не политического объединения. В ГУАМ меньше всего политики, а больше экономики. А через экономику, безусловно, мы приходим к политике. И поскольку экономических проблем и интересов в этом объединении достаточно много, то, я убежден, что развитие будет достаточно динамичным и долгосрочным.