Конечно, газовый кризис возможен. Дело в том, что он определяется по платежеспособности государства. Если платежеспособность государства не позволяет закупить необходимое количество газа, то появляется газовый кризис. Я могу подтвердить это тем, что сегодня на встрече с профсоюзами премьер-министр Ехануров "взялся за голову", вспоминая и предполагая развитие газового кризиса. Ехануров обозначил эту проблему, говоря о том, что нужно заниматься проблемой энергосбережения. Но у Украины вообще сложная ситуация. Дело в том, что два дня назад Европа сказала, что Украину примут в Союз не раньше, чем через 20 лет. Это конец «оранжевой» политики. Они же нарассказывали сказки, что мы нужны Европе, что Европа нас ждет с высокими социальными стандартами. Совершенно очевидно, что Европа нас не ждет, Европа не пускает наш товар на свой рынок, Европа не обеспечивает нас дешевым газом. Мы теряем рынки сбыта как в Европе, так и в России. А это огромные проблемы для экономики, тем более при росте цен на газ и уж тем более при неплатежеспособности государства.
Нужно резко менять, политику развернутую на Запад. Нужно объявлять о том, что Украина обязана войти полноформатно в Единое Экономическое Пространство. Необходимо России, Белоруссии и Украине в этом формате говорить о политике протекционизма. Это и защита общего рынка, ЕЭП "Украина – Беларуссия – Казахстан". Там же есть шанс получить газ по внутренним ценам. Конечно, тогда снимается газовый кризис, и экономика Украины продолжает функционировать. Тогда есть шансы совместно "вытащить" экономику. В противном случае, проблемы будут нарастать. Ехануров говорит о том, что минимум 20% газа воруется. Это его официальное заявление на сегодня на встрече с профсоюзом. И потом он говорит, что Украина — самая энергоемкая страна в плане потребления газа в мире. Газовая проблема обостряется полностью на Украинской власти.
Нормальная власть должна как-то договариваться, а не выходить на международные суды. Какая в этом перспектива? Это дискриминирует страну. Украинская власть заявила, что она хочет быть страной с открытой рыночной экономикой, она взяла на себя обязательства потреблять энергоресурсы по мировым ценам. И здесь ни Туркменистан, ни Россия не причем.
Продвигать экономику с нерыночной ценой на газ или нефть не позволит мировое сообщество. Попытка судиться с Россией или с Туркменистаном – это просто отвлекающий маневр Украины, украинской власти, которая постоянно из-за своих проблем пытается найти врага. Мне стыдно за такую позицию украинской власти.
Принимать решение по спасению экономики страны необходимо сейчас, а не в смотреть в далекое будущее. Сейчас нужно делать все, чтобы нынешняя политика государства обеспечивала работу экономики. 2030 год, в котором, по словам Плачкова, потребление газа Украиной будет значительно сокращено, — это перспектива далекая, она особенная, и на ее пути может быть много неожиданностей. Поэтому я не о ней говорил бы сейчас, а о перспективе текущего дня.