Миссия выполнима
Мюнхенская речь В. Путина еще раз заставила вспомнить о том, что миром, как и в прошлые времена, правят идеи, а точнее идеология. Да, мы в России против идеологии однополярности США и у нас свое видение будущего развития как своей страны, так и окружающего нас мира. Вместе с тем, современная Россия далека от утопических идеологий прошлого века. Пожалуй, впервые за многие годы (или даже столетия) российская концепция развития мира основывается на реализме и учете мнения других стран. Мы также видим, что односторонние действия единственной мировой сверхдержавы не делают мир более безопасным. Наоборот, гипертрофированная жажда власти США ставит мир на грань глобальной катастрофы, с возможностью его полного уничтожения.
Таким образом, сегодня для России, возможно, как никогда раньше, стоит задача противостояния идеологии глобального доминирования США (или любым другим разрушающим идеям), в которой важное значение приобретает возможность донести свою точку зрения до внешнего мира.
К сожалению, такие возможности у России крайне ограничены. Мировые СМИ полны предрассудков еще со времен Холодной войны, к тому же многие из них подвержены сильному влиянию национальных политических элит и русофобов. О независимости и непредвзятости в отношении к России говорить не приходится.
Влияние российских СМИ даже на постсоветском пространстве постоянно снижается. Этому способствует жесткая национальная политика по выдавливанию как российского языка, так и российских информационных каналов. Даже в русскоговорящем Крыму закрываются радиостанции и отбираются лицензии у телеканалов из-за трансляции российских программ. Что уж говорить про страны Балтии, Кавказ или Среднюю Азию. Россия не может эффективно доносить свою точку зрения и, тем более, не имеет серьезных рычагов информационного влияния в этих регионах.
Тем не менее не все потеряно. Россия встала с колен после унизительных 90-х годов. Страна экономически окрепла и является активным независимым внешнеполитическим игроком. Самое время нарастить свои информационные возможности. Россия может за короткое время кардинально изменить баланс сил в информационной сфере в свою пользу. Главное – необходимо действовать.
Программа действий [1]
Россия переходит на рыночные отношения со своими бывшими союзными республиками и это можно приветствовать. Дотации по нефти и газу до недавнего времени для Украины составляли $5 млрд. Что мы получали взамен помимо слов о вечной братской любви? Украина все больше переориентировалась на ЕС и НАТО, был похоронен ЕЭП, последовательно искоренялся русский язык, все больше украинцев под влиянием СМИ стали негативно относиться к России. Грузия и страны Балтии вообще возвели в ранг государственной политики противостояние с Россией.
Разочаровавшись в результатах своей предыдущей политики, Россия поставила цель получать вместо пустых слов реальные активы. Но так же, как «Газпром» борется за контроль над сетью магистральных трубопроводов в СНГ и Европе, чтобы обеспечить энергетическую безопасность России, необходимо бороться за контроль над средствами массовой информации в этих регионах.
В эпоху борьбы за умы людей активы СМИ не менее ценны, чем нефтегазовые активы России.
Во-первых, контроль за СМИ позволит достигнуть цели ограничения антироссийских настроений в этих странах, а также создаст базу для проведения информационной политики на регулярной основе.
Во-вторых, это позволит России извлекать финансовую прибыль, ведь СМИ сегодня все больше становятся привлекательными активами с точки зрения ведения бизнеса.
Бурное развитие рынка рекламы в странах СНГ (что особенно видно в России и Украине) делает многие медийные активы рентабельными. Субсидирование СМИ постепенно исчезает. Рекламный рынок многих стран СНГ занимает первые места в Европе по темпам роста. По мнению аналитиков, такая тенденция будет сохраняться еще несколько лет, что позволит инвестициям в СМИ оправдаться за короткое время.
Нет ничего предрассудительного в том, что СМИ контролируются зарубежными бизнесменами или компаниями. Такая практика известна во всем мире. Например, медиа магнат Руперт Мердок владеет более 175 газетами в Великобритании, США и Австралии, а также телевизионными каналами, кабельными сетями и студиями по производству фильмов. Также можно вспомнить предложение Джорджа Сороса выкупить акции НТВ.
В России много бизнесменов-государственников, которым по плечу такая задача. В конце концов, в Украине и других странах достаточно здравомыслящих людей, которые не испытывают неприязни к России. Именно им можно поручить управление такими активами.
При выборе медиактивов необходимо руководствоваться двумя основными критериями. Степень влияния СМИ и рентабельность. СМИ, которые не имеют шансов приносить прибыль в среднесрочной перспективе должны рассматриваться в последнюю очередь. Покупка прибыльных активов будет означать, что со временем их рыночная стоимость будет только расти. Таким образом, вложения в медийный сектор других государств будут рассматриваться как прибыльное предприятие.
Руководство СМИ должно состоять из профессиональных менеджеров, которые будут выполнять задачу по повышению прибыли издания.
Покупка активов должна включать в себя не только телевидение, радио или газеты, но и быстрорастущий рынок интернет СМИ, а также рекламные агентства.
Надо также понимать, что вокруг СМИ могут формироваться и другие институты гражданского общества, такие как российские или независимые центры исследования мнений, неправительственные организации, центры по изучению русского языка и культуры, исследовательские институты.
Защита СМИ
Не исключено, что позиция, занимаемая данными СМИ, будет вызывать раздражение у руководства стран, в которых они функционируют. На попытки ограничить работу этих СМИ или на попытки повлиять на редакторскую позицию издания, должны четко реагировать внешнеполитические структуры России.
—————————————-
[1] В данной статье рассматривается программа действий для стран постсоветского пространства. Программу действий для других регионов будет рассмотрена позднее.
Антон Васильев, эксперт в области информационных технологий.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.