Миссия выполнима

21 февраля 10:26

Мюнхенская речь В. Путина еще раз заставила вспомнить о том, что миром, как и в прошлые времена, правят идеи, а точнее идеология. Да, мы в России против идеологии однополярности США и у нас свое видение будущего развития как своей страны, так и окружающего нас мира. Вместе с тем, современная Россия далека от утопических идеологий прошлого века. Пожалуй, впервые за многие годы (или даже столетия) российская концепция развития мира основывается на реализме и учете мнения других стран. Мы также видим, что односторонние действия единственной мировой сверхдержавы не делают мир более безопасным. Наоборот, гипертрофированная жажда власти США ставит мир на грань глобальной катастрофы, с возможностью его полного уничтожения.   

Таким образом, сегодня для России, возможно, как никогда раньше, стоит задача противостояния идеологии глобального доминирования США (или любым другим разрушающим идеям), в которой важное значение приобретает возможность донести свою точку зрения до внешнего мира.

К сожалению, такие возможности у России крайне ограничены. Мировые СМИ полны предрассудков еще со времен Холодной войны, к тому же многие из них подвержены сильному влиянию национальных политических элит и русофобов. О независимости и непредвзятости в отношении к России говорить не приходится.

   Влияние российских СМИ даже на постсоветском пространстве постоянно снижается. Этому способствует жесткая национальная политика по выдавливанию как российского языка, так и российских информационных каналов. Даже в русскоговорящем Крыму закрываются радиостанции и отбираются лицензии у телеканалов из-за трансляции российских программ. Что уж говорить про страны Балтии, Кавказ или Среднюю Азию. Россия не может эффективно доносить свою точку зрения и, тем более, не имеет серьезных рычагов информационного влияния в этих регионах.    

  Тем не менее не все потеряно. Россия встала с колен после унизительных 90-х годов. Страна экономически окрепла и является активным независимым внешнеполитическим игроком. Самое время нарастить свои информационные возможности. Россия может за короткое время кардинально изменить баланс сил в информационной сфере в свою пользу. Главное – необходимо действовать.
 

Программа действий [1]

  Россия переходит на рыночные отношения со своими бывшими союзными республиками и это можно приветствовать. Дотации по нефти и газу до недавнего времени для Украины составляли $5 млрд. Что мы получали взамен помимо слов о вечной братской любви? Украина все больше переориентировалась на ЕС и НАТО, был похоронен ЕЭП, последовательно искоренялся русский язык, все больше украинцев под влиянием СМИ стали негативно относиться к России. Грузия и страны Балтии вообще возвели в ранг государственной политики противостояние с Россией.

  Разочаровавшись в результатах своей предыдущей политики, Россия поставила цель получать вместо пустых слов реальные активы. Но так же, как «Газпром» борется за контроль над сетью магистральных трубопроводов в СНГ и Европе, чтобы обеспечить энергетическую безопасность России, необходимо бороться за контроль над средствами массовой информации в этих регионах.

    В эпоху борьбы за умы людей активы СМИ не менее ценны, чем нефтегазовые активы России.   

  Во-первых, контроль за СМИ позволит достигнуть цели ограничения антироссийских настроений  в этих странах, а также создаст базу для проведения информационной политики на регулярной основе.

    Во-вторых, это позволит России извлекать финансовую прибыль, ведь СМИ сегодня все больше становятся привлекательными активами с точки зрения ведения бизнеса.

  Бурное развитие рынка рекламы в странах СНГ (что особенно видно в России и Украине) делает многие медийные активы рентабельными. Субсидирование СМИ постепенно исчезает. Рекламный рынок многих стран СНГ занимает первые места в Европе по темпам роста. По мнению аналитиков, такая тенденция будет сохраняться еще несколько лет, что позволит инвестициям в СМИ оправдаться за короткое время. 

 Нет ничего предрассудительного в том, что СМИ контролируются зарубежными бизнесменами или компаниями. Такая практика известна во всем мире. Например, медиа магнат Руперт Мердок владеет более 175 газетами в Великобритании, США и Австралии, а также телевизионными каналами, кабельными сетями и студиями по производству фильмов. Также можно вспомнить предложение Джорджа Сороса выкупить акции НТВ.

   В России много бизнесменов-государственников, которым по плечу такая задача. В конце концов, в Украине и других странах достаточно здравомыслящих людей, которые не испытывают неприязни к России. Именно им можно поручить управление такими активами.

  При выборе медиактивов необходимо руководствоваться двумя основными критериями. Степень влияния СМИ и рентабельность. СМИ, которые не имеют шансов приносить прибыль в среднесрочной перспективе должны рассматриваться в последнюю очередь. Покупка прибыльных активов будет означать, что со временем их рыночная стоимость будет только расти. Таким образом, вложения в медийный сектор других государств будут рассматриваться как прибыльное предприятие.

   Руководство СМИ должно состоять из профессиональных менеджеров, которые будут выполнять задачу по повышению прибыли издания. 

   Покупка активов должна включать в себя не только телевидение, радио или газеты, но и быстрорастущий рынок интернет СМИ, а также рекламные агентства.

  Надо также понимать, что вокруг СМИ могут формироваться и другие институты гражданского общества, такие как российские или независимые центры исследования мнений, неправительственные организации, центры по изучению русского языка и культуры, исследовательские институты. 

Защита СМИ 

   Не исключено, что позиция, занимаемая данными СМИ, будет вызывать раздражение у руководства стран, в которых они функционируют. На попытки ограничить работу этих СМИ или на попытки повлиять на редакторскую позицию издания, должны четко реагировать внешнеполитические структуры России.

   Россия должна выступить гарантом существования независимых СМИ на пространстве СНГ и не допускать попыток ограничения их работы. Для этого Россия обладает всем арсеналом внешнеполитического влияния.

—————————————-

[1] В данной статье рассматривается программа действий для стран постсоветского пространства. Программу действий для других регионов будет рассмотрена позднее.   

 

Антон Васильев, эксперт в области информационных технологий.
 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.