Вешняков: Мы будем прорабатывать возможности голосования через интернет
— Александр Альбертович, сейчас многие критикуют отмену порога явки на выборах, но разве такие ограничения есть в большинстве стран мира?
— Действительно, в большинстве стран мира, где проходят демократические выборы, чаще всего никакого порога явки для признания выборов состоявшимися не устанавливается. Да, есть ряд стран, тоже демократических, которые идут по пути установления обязательного участия в голосовании, например, Бельгия, Греция, Австралия.
Но если так рассматривать вопрос, то тогда, я считаю, надо менять Конституцию Российской Федерации. Поскольку в Конституции говорится, что выборы свободные и это подразумевает, что участие граждан в выборах свободное. Поэтому за это в данном случае штрафовать федеральными законами, вводить такие нормы, было бы наверно проблемным с точки зрения Конституции.
Вместе с тем, практика многих избирательных кампаний, тем более федеральных, говорила о том, что норма, которая была установлена — минимум 25% для признания выборов депутатов Государственной думы состоявшимися, она как бы страховочная, гарантированная. Если участвует меньше четверти населения в голосовании, то что это тогда за выборы?
На самом деле на выборах в Государственную думу у нас меньше 50% избирателей ни разу не было. Если говорить про выборы президента, то там еще более высокая активность – она даже несколько выше европейских стандартов. Она как правило более 60%. Это связано с тем, что высшее должностное лицо – президент России – это лицо, которое наделено большими полномочиями, и это понимают наши граждане в силу даже своей ментальности, потому что у нас уважение к руководителю России всегда очень большое. Это было и в царское время, и в советское время, и постсоветское в том числе. Поэтому, понимая, что от этого выбора многое значит, многое зависит в судьбе каждого человека, в нем довольно активно участвуют граждане Российской Федерации.
А что касается местного самоуправления, то уже было федеральным законом дано добро, что, пожалуйста, вы можете на уровне местного самоуправления порог явки не устанавливать. А вот, если это выборы в законодательный орган субъекта Российской Федерации, то этот порог должен быть, и он не может быть менее 20 %.
Вот правовое регулирование, которое было и которое, на мой взгляд, работало и давало определенные гарантии, чтобы в выборах участвовала бы довольно представительная часть нашего избирательского корпуса, и таким образом, определенная легитимность в широком смысле слова избранных органов власти всегда была.
Поэтому, так как эта норма – снятие явки — не противоречит никакому международному избирательному стандарту, критиковать ее у меня нет оснований. Авторы этой инициативы, по крайней мере, заявляют, что они хотят снять излишние бюрократически ограничения, давящие на гражданина РФ. Если это так, то это можно приветствовать.
— От чего зависит явка избирателей, например, на президентских выборах?
— Одна из причин, заключается в том, что разные выборы собирают разное количество избирателей. В 2004 году на выборах президента России был один кандидат – наш действующий президент – и многие понимали, что у него как бы нет серьезной альтернативы. Многие говорили, что понятно, каким исходом закончятся выборы, то есть не было интриги. А нет интриги, значит нет вовлечения некоторых слоев населения, которые не втягиваются в этот процесс. То же самое можно наблюдать и на выборах в США и в Германии, вы наверняка найдете такие примеры. Но в то же время, когда эта ситуация другая, то происходит всплеск активности граждан. Поэтому говорить, что в России происходит что-то однозначное по снижению политической активности населения, что выбивается из общего контекста тех процессов, которые происходят в других странах, я бы не сказал. Идет поиск постоянный, чтобы как бы вовлечь всех граждан в процесс голосования. Отсюда придумывают голосование по почте, через Интернет, через мобильную связь.
— Вы планируете внедрить голосование через интернет?
— Если говорить про голосование через интернет, то в первую очередь, мы будем прорабатывать такие возможности для тех граждан, которые находятся за рубежом, например, на судах дальнего плавания. Вот с них, может быть, начнем, но внимательно изучив опыт других стран.
— А электронно-сенсорное устройства на участках будете устанавливать?
Этот тип устройства мы начинаем отрабатывать. Электронно-сенсорное устройство для голосования – это когда избирательного бумажного бюллетеня уже нет, голосование происходит на экране компьютера и для того, чтобы избиратель убедился, что компьютер фиксирует результат правильно, на бумажной ленте происходит фиксация данного результата. Такие устройства мы применяем в экспериментальном режиме на региональных выборах. Первый раз это было в Великом Новгороде 8 октября 2006 года. Теперь мы с учетом некоторых замечаний опробуем 11 марта
— Насколько процесс голосования подвержен возможности массовых фальсификаций?
— Дело в том, что наше законодательство и его практическое применение, плюс еще специальные меры, применяемые ЦИК, практически гарантируют невозможность каких-то массовых фальсификаций любых выборов.
Беседовал Морозов Сергей, ИА «Национальные Интересы», Москва