П. Бородин: Нам надо поучиться жесткости у Евросоюза

16 января 16:18

О том, когда состоится полноценное Союзное государство, и кто сможет его возглавить, в интервью ИА "Национальные интересы" рассказывает Государственный секретарь Союзного государства Белоруссии и России Павел Бородин.

— Павел Павлович,  за 15 лет Евросоюз сумел вобрать в себя фактически все Восточно-европейские государства, за 15 лет постсоветского пространства Россия так и не смогла объединиться с Белоруссией. В чем проблема такой тяжелой интеграции?

— Я считаю, что проблемы в формах и методах работы, которые проводят европейцы. У них весьма жесткие правила соединения. Нам немного не хватает той жесткости и строгости, которая присутствует в Евросоюзе. Во-первых, Евросоюз начал формироваться не 15 лет назад, он начал формироваться с 1944 года. То есть он формировался 60 лет, а Союзному государству России  и Белоруссии исполнилось всего 10 лет.

Другая проблема в том, что многие вопросы сложно идут из-за того, что мы не решили вопросы нормативно-правовой базы. Я считаю, что если мы живем в одном государстве, то мы должны принимать единые правила.   

Но проблема в том, что единые правила игры невыгодны и большим, и средним, и малым  жуликам. Я вам приведу смешной, но убийственный, на самом деле, пример. Вот мы построили таможенные пункты на границах с Украиной, но у нас с Россией и Белоруссией 1500 наименований разных таможенных пошлин. Зачем, спрашивается, мы тогда строили эти таможенные пункты, мне не очень понятно.

Или другой пример. Мы встречались с бизнесменами, которых я давно уже знаю. Так они говорят: как мы вас любим – больших дураков в мире нет. Вы продаете газ по 50 долларов за 1000 кубов "незалежной" Украине, они продают по 230 нам, мы продаем по 600 долларов или немцам, или французам, а они продают по 1200 долларов англичанам. Вот какая у нас великолепная экономика. Вот почему такая ситуация выгодна разного рода жуликам.

Но вместе с тем, я хочу отметить, что у нас правит балом экономика. Работают порядка 180 предприятий, это 330 тысяч человек. Кроме того, по межрегиональному сотрудничеству у нас работает 5 миллионов белорусов и россиян.

В 2006 году были подписаны четыре соглашения о передвижении людей, капиталов, о здравоохранении и налогообложении. Пока не все эти соглашения ратифицированы, но единая миграционная карта прошла, и сегодня и белорусы, и россияне свободно передвигаются, и 5 миллионов людей имеют рабочие места. Бюджет Союзного государства в 12 раз больше, чем бюджет СНГ.  Вы можете это представить?  Поэтому экономически союз состоялся.

  Но когда появится Союз юридически и организационно?

— Год-полтора  будет все решено. Вместе с президентом и парламентом. Мы вполне можем провести референдум в 2007 году по Союзному строительству, принять Конституционный акт Союзного государства и делегировать полномочия наднациональным органам – это граница, таможня, единое платежное средство, единая правовая база, единая ценовая политика и единое военно-техническое сотрудничество, передвижение людей и капиталов.

Я считаю, что создание Союзного государства Россия- Белоруссия – это первый шаг к воссозданию всего постсоветского пространства в экономическом плане. Останутся президенты, гербы, гимны, «Мерседесы», но государство будет одно.

— А что с Конституцией?

— Она тоже готова, есть четыре варианта Конституции.

— И тогда во что все сейчас упирается?

— Упирается в рассмотрение ее на Высшем государственном совете и во внесении ее на референдум.

— У Александра Лукашенко есть какие-то претензии к вариантам Конституции?

— Нет, не думаю.

— То есть он готов к принятию Конституции?

— Да готов, так же, как и Путин.

— Но говорят, что в предвыборный для России год нельзя проводить референдумы…

  Почему этот тезис в прессе так часто мелькает, мне не понятно. Мы-то говорим не о Российской Федерации и не об изменении законодательства России. Мы говорим о Союзном строительстве и речь идет о Союзном государстве, о союзных органах власти и союзном парламенте. Мы имеем право провести и в Белоруссии, и в России референдум о союзном строительстве и избрать союзный парламент, принять единое платежное средство и принять Конституционный акт.     

— А каковы шансы Владимира Путина возглавить Союз?

— Это сложный вопрос. Я считаю, что ментальность наших славянских народов такова, что когда есть мощный лидер, тогда у нас есть мощное государство. Я считаю, что Путин проводит блестящую внешнюю и внутреннюю политику. Вполне возможно, что Путин станет президентом Союзного государства.  Я думаю, что это будет в 2007-2008 гг.

— А как вы относитесь к возвращению монархии в России?

— Достаточно неоднозначно. Я считаю, что система президентства устраивает Россию.  Но я считаю, что человек, который приходит к власти в России, должен иметь срок как минимум 7 лет. Потому что это физически невозможно за 4 года в России что-то сделать.    

  На Западе нет царей, но там правят мощнейшие экономические корпорации – в Америке их около 300, в Европе около 180. Я это прекрасно знаю. А в России правят страной только лидеры. Дело в том, что если вы вспомните нашу тысячелетнюю историю, есть мощный правитель – есть государство, нет мощного правителя – нет государства.

Это я еще раз убедился, когда недавно был в музее истории России. И Петр I, и Екатерина, и Сталин многое сделали для экономики России. Другой вопрос – это способы, формы и методы их работы.

  По моей логике для России лучше, чтобы Путин еще 4-7 лет оставался у власти. Он молодой политик, имеющий прекрасный опыт работы в государстве, уже имеющий великолепный опыт общения с мировыми руководителями. Его очень хорошо в мире знают.  Это о многом говорит. Когда приходит новый политик к власти, ему нужно 3-4 года, чтобы его узнали и он узнал что есть что. 

— А вы не знаете мнение самого Владимира Владимировича на этот счет?

— Нет, я не знаю. Я на этот счет с ним не разговаривал.

— Александр Лукашенко тяжелый партнер для России?

— Вы знаете, в прессе сильно травят Лукашенко, но я общаюсь среди простых людей в Белоруссии и я бываю в семьях простых людей и общаюсь со студентами, пенсионерами, рабочими. И он имеет там не просто популярность, а огромную популярность. Другое дело, с помощью каких форм и методов. Но социальные проблемы в Белоруссии во многом решаются очень эффективно. Это и жилищное строительство, и сельское хозяйство, чистота и культура, которая видна на дорогах, на улицах Белоруссии. Это все говорит о многом. Но если честно, то мы с ним иногда очень жестко спорим по тем формам и методам государственного строительства, которые должны быть.   

— Россия все-таки интегрируется в мировую экономику. Дай Бог, вступит в этом году в ВТО, инвестиции зарубежные растут. Между тем, в Белоруссии разговоры о ВТО не идут. Не считаете, что скоро возникнут два совершенно разных экономических режима?

— Если говорить о вступлении в ВТО, то господин Лукашенко повторил вопрос, который задали господа американцы нашем господину Грефу – как вы собираетесь в ВТО, если у вас ценовая политика на энергоносители в несколько раз меньше, чем ценовая политика в ВТО? С этой точки зрения нам надо ценовую, финансово-кредитную политику страны подводить под ВТО.

Я считаю, что у нас хватит и ума, и умения сделать так, чтобы вхождение России в ВТО не отразилось на Союзном государстве. В Союзном государстве у нас нет границ, нет таможен, поэтому, через очень небольшое время Белоруссия тоже вступит в ВТО.

— То есть Россия будет локомотивом Белоруссии по интеграции ее в мировую торговлю?

— Конечно.

 

Беседовал Морозов Сергей, ИА «Национальные Интересы», Москва