Китаизация России опаснее, чем НАТО

28 июня 13:36

Расширение НАТО на Восток все больше набирает обороты. Кроме стран СНГ сегодня практически все страны Европы состоят или готовятся вступить в НАТО. Вместе с Хорватией, Македонией и Албанией на членство в НАТО претендуют и Украина, Грузия, Молдавия. Направленно ли расширение военного блока против России, может ли Россия сегодня создать противовес НАТО и что кроется за заявлениями российских министров о возможном вступлении России в Альянс в интервью ИА  «Национальные интересы» рассказывает эксперт информационно-аналитического отдела Института военного и политического анализа Александр Храмчихин

 

– Сегодня НАТО продолжает расширяться на Восток за счет бывших советских республик. Какова цель НАТО?

 

– Расширение на Восток – это, отчасти самоцель. После распада Варшавского договора и Советского Союза НАТО практически утратило смысл своего существования. Сначала натовская, брюссельская бюрократия от этого пребывала в некоторой растерянности, а теперь пытается найти новый смысл, вызовы. Одним из таких смыслов и стала ставка расширения НАТО на Восток. Кроме того, сами государства Восточной Европы  активно выступают за союз с НАТО. Ведь для них членство в НАТО является символом того, что они допущены в западную цивилизацию. НАТО в этом праве им трудно отказать.

 

 – Но все-таки за включением новых государств в НАТО преследуются определенные геостратегические цели. Например, давление на Россию?

 

  Сейчас НАТО практически утратило свое прежнее военно-политическое значение. Осуществлять контроль над государством, будь то над его  транспортной или нефтяной системами, можно независимо от того, существует ли НАТО или нет. Давление на Россию США может оказывать и без содействия НАТО. Тем более чем больше НАТО расширяется, тем слабее в военном отношении оно становится. Если говорить о каком-то политическом давлении, то НАТО тут не причем, это уже будет другая история.

 

– Как Россия сегодня может противодействовать расширению НАТО?

 

– На мой взгляд, в этом нет никакого смысла и интереса. Потому как не совсем понятно, чем это России может угрожать? В обозначенном курсе НАТО  абсолютно нет никакой угрозы. Причем, как с политической, так и военной точки зрения.

 

– А то, что Россия становится просматриваемой со всех сторон это не угроза национальной безопасности?

 

– Территория России просматривается США в любом случае, независимо от того, является ли та или иная страна полноправным членом НАТО или нет. То есть размещение американских военных объектов на территории других государств напрямую не связано с членством в Альянсе. К тому же сегодня вообще сложно представить военную агрессию НАТО против России.

 

– А как в таком случае рассматривать заявление главы Минобороны РФ Сергея Иванова и даже Владимира Путина, что в среднесрочной перспективе они не исключают возможности вступления России в Североатлантический Альянс?

 

– Это, конечно, крайне интересное заявление. Но вряд ли в нем есть здравый смысл. Что России там делать? Ведь НАТО не будет защищать Россию от Китая? Если вопрос стоит в этой плоскости, то в таком случае России проще договариваться с США напрямую, а не возиться с натовской бюрократией. Кроме того, в рамках НАТО нам придется выполнять определенные задачи, что тоже выглядит бессмысленным. Ведь Россию, если и примут в НАТО, то только как поставщика, а не потребителя безопасности. Если же России вдруг захочется поучаствовать в каких-нибудь учениях или, может быть, конфликтах, то всегда проще договориться на двусторонней основе по каждому отдельному случаю.

 

Что собой представляет система ОДКБ? На каком уровне происходит взаимодействие НАТО и ОДКБ?

 

– Пожалуй, об Организации договора коллективной безопасности, куда входит ряд стран СНГ, всерьез говорить сложно. На сегодняшний день реальную военную силу в ней представляет только Россия. То есть от России, впрочем, как и прежде, ждут одной защиты. Правда, в какой-то степени белорусская армия еще представляет собой реальную силу, остальные же существует только формально.

 

– В связи с наметившимся в последнее время активным движением в сторону расширения НАТО министр обороны РФ Сергей Иванов сделал заявление, что в случае нарушения НАТО баланса границ Россия в праве принять меры для обеспечения собственной безопасности. О каких адекватных действиях идет речь?

 

– По-моему, такие заявления носят демагогичный характер. К примеру, господин Иванов уже несколько раз обещал нанести удары по базам террористов за рубежом, но что-то этих ударов не видно. Подозреваю, что никогда их и не увижу. К тому же не совсем понятно, о каких договоренностях идет речь, потому как формально США в лице НАТО ничего не нарушили. Россия может начать добиваться пересмотра договора об ограничениях обычных вооружений в Европе или просто вообще взять и отказаться от этого договора. Сегодня он утратил всякий смысл. Сложно говорить о каких-то адекватных мерах.

 

– Какова вероятность того, что в отношениях с НАТО Россия пойдет по пути создания военного блока ШОС?

 

– Безусловно, теоретически ШОС может стать противовесом НАТО. Только для начала надо понимать, что это организация – китайская, а не российская. ШОС может быть вторым Варшавским договором. Но если в первом договоре безусловным лидером был Советский Союз, то на этот раз станет Китай. Именно Китай представляет для России угрозу XXI века. Поэтому сильно сомневаюсь, насколько это России будет выгодно. К тому же нынешнее российское руководство не собирается по-настоящему ссориться с Западом. Ведь практически все его счета хранятся в западных банках, экономические интересы тоже на западе. Россия сегодня просто разыгрывает китайскую карту.  По сути, дает западному сообществу понять, что мы, мол, можем повернуть и на Восток. По большому счету, это блеф.

 

– То есть ШОС в новом качестве не сможет стать преградой для продвижения американских интересов на Восток, Каспийский и Центрально-азиатские регионы?

 

– Что значит продвижение американских интересов? Как видно, Америка лично не способна освоить даже один регион – Ирак, а вы говорите о нескольких. Более того, «ползучая китаизация» этих регионов представляется для России куда опаснее, чем их американизация. Если мы будем принимать активное участие в жизни ШОС, то практически своими руками роем себе могилу. Так как это все будет способствовать тому, чтобы ШОС стал реально действующей организацией.

 

Беседовала Екатерина Крашенинникова, ИА «Национальные интересы», Москва