Петербургский экономический форум – это подготовка к саммиту G8

13 июня 18:17

О российском «Давосе», о подготовке к саммиту G8, о том, кому выгодно снизить статус Петербурга, а также какие федеральные ведомства могут переехать в Северную столицу, в интервью ИА «Национальные Интересы» рассказывает полномочный представитель законодательного собрания Санкт-Петербурга по международным связям, зав. кафедрой мировой политики Санкт-Петербургского государственного университета Ватаняр Ягья. 

 

— В Петербурге проходит Экономический форум, который называют российским «Давосом», в июле в Петербурге будет проходить саммит «Большой Восьмерки». Чем определяется столь возрастающая роль Петербурга для постсоветского пространства и для мира в целом?

 

— Санкт-Петербург считается самым европейским городом Российской Федерации, он концентрирует в себе значительный интеллектуальный потенциал страны, и не случайно более трех тысяч человек были востребованы в различных центральных московских ведомствах, в министерствах, компаниях и прочих учреждениях страны. Тем более что многие высшие должности России занимают как раз петербуржцы.

Нельзя забывать, что научные кадры страны во многом сосредоточены как раз в Санкт-Петербурге. Даже в советское время Петербург играл важную роль в научном обеспечении развития Советского Союза. Сейчас здесь концентрируется более 50 высших учебных заведений, роль которых в мировом образовательном сообществе довольно значительная. Санкт-Петербургский государственный университет — один из лучших университетов в Европе.

 

— С чем связана особая международная роль города?

 

— Что касается дипломатического и международного потенциала, то роль Петербурга весьма существенна во внешней политике России.

  К Петербургу со стороны западных партнеров, со стороны различных стран, городов, правительств и президентов отношение иное, чем к Москве. Не случайно, что когда не знали, где будет располагаться Межпарламентская ассамблея стран СНГ, все единогласно выбрали именно Петербург, а не Москву или какой-либо другой город России. И, я думаю, в значительной степени это связано с тем, что Петербург не рассматривается в республиках бывшего Советского Союза как символ притеснения со стороны России, со стороны Москвы.

  

— Готов ли Петербург проводить столь масштабные встречи, как саммит «Большой Восьмерки»?

 

— По поводу «Большой Восьмерки» было высказано мнение руководством страны, что здесь была выстроена своеобразная инфраструктура для проведения подобных крупных форумов. И, в частности, во время проведения 300-летия Петербурга. Поэтому менять место, изобретать иное или искать новое по России не имеет смысла.

Произошла переориентация в руководстве Петербургского экономического  форума.  Если раньше он находился в ведении Совета Федерации и председатель Совета Федерации был руководителем и организатором этого форума, то сейчас все это передано в ведение Министерства экономического развития и торговли. Главная причина в том, чтобы придать больше конкретики, прагматизма и практичности этому форуму, чтобы было больше встреч и бесед на форуме.

Думаю, и тематика во многом совпадает с тематикой G8.

 

— Какова повестка дня на экономическом форуме? 

 

— Энергетическая безопасность, проблемы взаимной торговли, развития машиностроения, судостроения.

 

  На сколько сегодня инвестиционно привлекателен Петербург?

 

— Петербург обладает действительно крупными возможностями для экономического развития, и не случайно сюда пришли крупные иностранные компании: «Тойота», «General Motors», «Nissan». Они либо уже подписали соглашения, либо начинают строить сборочные заводы. Пришел крупный китайский капитал — полтора миллиарда долларов. 

 

— Какие сейчас отрасли наиболее привлекательны для инвестиций в Петербурге?

 

— Машиностроение, прежде всего, судостроение, пищевая промышленность, химическая, металлопроизводство, строительная техника.

 

— В Петербург постепенно перемещаются федеральные органы власти, было принято решение о переносе Конституционного суда. Какие еще федеральные полномочия может взять на себя город?

 

— Я все время считал, что нахождение в Москве многих федеральных организаций просто ведет к перенасыщенности ими Москвы. Связь между Петербургом и Москвой довольна интенсивная. Скажем, за час можно долететь до Москвы и принять участие в любом совещании, тем более от одного министерского дома до другого подчас сложнее добраться, чем из Петербурга до Москвы. Например, Государственный комитет по спорту мог бы находиться в Петербурге. Я сторонник того, чтобы Федеральную службу культуры перевести в Петербург. Ее работа не уменьшилась и не ухудшилась бы по сравнению с Москвой. Я в Москве сконцентрировал бы только ведущие ведомства, от деятельности которых зависит вся судьба страны. Скажем, ФСБ, Министерство обороны, МИД. Но надо говорить о перемещении некоторых структур самого МИД в Петербург, где они могли бы спокойно заняться Балтийским регионом. 

 

— Перед саммитом «Большой Восьмерки» в прессе все чаще появляются сообщения об ужасной санитарной обстановке в Петербурге, о полчищах крыс и так далее…

 

— А подскажите мне, пожалуйста, в каком городе не бегают крысы?!  Во многих городах бегают крысы, но это же не значит, что крысы заползают в те апартаменты, в которых живут главы государств во время форумов в Санкт-Петербурге. Посмотрите, в Нью-Йорке сколько крыс бегают!

 

— Петербург так и не может отделаться от славы криминальной столицы. Например, весной в центре города расстреляли машину с совладельцем Петербургского нефтяного терминала.

 

— Я хочу сказать, что распространение слухов о Петербурге как о криминальной столице было связано с московскими кругами, которым очень важно понизить статус Петербурга в России и в мире в целом. Я не могу сказать, что у нас не убивают, но в Москве убивают еще больше. Отличие Петербурга от Москвы в том, что здесь есть высокий уровень духовной культуры, чего нет в Москве. 

 

Беседовал Сергей Морозов, ИА «Национальные Интересы», Санкт-Петербург