Запасной «аэродром» Путина

13 июня 17:13

Нынешние отношения Москвы и Минска, мягко говоря, далеки от идеальных. Из-за нежелания Лукашенко делать конкретные шаги по сближению с Россией – введение единой валюты, проведение референдума по образованию единых надгосударственных структур союза России и Белоруссии – «Газпром» предупредил о возможности повышения цены на газ. Цифры называются самые разные – от ста с лишним до двухсот долларов за тысячу кубометров. Таким образом «голубое» топливо будет стоить для самого близкого стратегического партнера России даже дороже, чем для «оранжевой» Украины, которая сегодня получает газ по 95 долларов.

Резон Москвы вполне понятен: единое государство без единой валюты превращается в нечто эфемерное. Но логичны и опасения Минска: утрата контроля над эмиссией денег означает и утрату возможности преференций своей экономике, весьма далекой от рыночных принципов.

Тем самым, фактически социалистическая экономика Белоруссии ставится перед нелегким выбором: либо форсированный бросок в капитализм, по правилам которого живет Россия, либо крах белорусской промышленности из-за резкого повышения цен на энергоносители.

 

Лукашенко тянет с Союзом

 

Пока Александр Лукашенко не делает особо резких движений в отношении Москвы, если, конечно, не считать мелких декларативных демаршей вроде отсутствия упоминания о России как о главном партнере в речи перед парламентом 23 мая или задержании в начале июня 35 калининградских фур.

Одновременно белорусский лидер интенсифицирует сотрудничество с Россией по другим направлениям, отличным от газового. Так, без всяких препятствий планируется провести 18-25 июня совместные российско-белорусские учения «Щит-2006», где будет задействовано почти девять тысяч военнослужащих и немало новейшей военной техники. Кроме того, Белоруссия налаживает «горизонтальные» связи с отдельными регионами России. Восьмого июня в Минске было подписано соглашение о сотрудничестве с Алтайским краем. В беседе с губернатором Алтая Александром Карлиным Лукашенко заявил, что, хотя его страна и не против интеграции с Россией, но входить в ее состав не собирается.

— Беларусь – красивая, самодостаточная страна. Нам это не нужно, — сказал Александр Григорьевич.

Вопрос введения единой валюты белорусский президент откровенно задвинул в долгий ящик, отметив, что «нельзя ставить телегу впереди лошади, и вопрос валюты необходимо прописать в Конституционном акте Союзного государства, который будет приниматься на референдуме». Судя по отрицательному отношению официального Минска к этому вопросу, можно не сомневаться, что там сделают все, чтобы убрать этот спорный пункт из общих документов или затянуть до бесконечности референдум.   

Между тем, в интервью ИА «Национальные Интересы» госсекретарь Союзного государства России и Белоруссии Павел Бородин высказал гораздо более оптимистичное мнение относительно реального становления этой структуры. По его словам, уже в июле Путин и Лукашенко обсудят вопросы создания переходной Конституции, сроков проведения референдума о союзном строительстве и избрания депутатов в союзный парламент. Упомянул он и о возможности учреждения поста президента Союзного государства, а также о большой вероятности избрания на него Путина.

Как известно, такой вариант мог бы стать отличной альтернативой неизбежной «перетряски» в российском политикуме, связанной с приходом «наследника» Владимира Владимировича. Кроме того, Путин в полном объеме продолжал бы использовать свой авторитет среди россиян.

 

Почти президентство в почти государстве

 

Но, похоже, такой сценарий имеет в себе ряд слабых сторон. Во-первых, как отмечает Павел Бородин, будущие полномочия Союза России и Белоруссии (а значит, и общего президента) будут весьма урезаны и далеки от полноценных. Павел Павлович упомянул о восьми пунктах, среди которых «таможня, граница, техническое сотрудничество, нормативно-правовая база, финансово-кредитная политика и платежное средство».

Во-вторых, возможной ценой на газ для Белоруссии Бородин назвал «120-130 долларов, а может, и выше», что в три раза превышает нынешнюю цену. А это, как нетрудно догадаться, приведет к очень большим затруднениям для белорусской экономики.

Возникает законный вопрос: зачем Путину почти президентство в почти государстве, а Лукашенко – цены на газ ниже мировых, но все равно критичные для белорусской промышленности? Российскому лидеру нужна реальная власть после 2008 года, белорусскому — дешевый газ. Компромисс, озвученный Бородиным, скорее всего, не устроит обе стороны.

Последние события подтверждают это предположение. Пожалуй, важнейшим фактом, свидетельствующим о снижении российского прессинга на Минск, стало заявление посла России в Белоруссии Александра Сурикова о том, что «цена на поставляемый в республику газ будет определена лишь в ноябре 2006 года». Ввиду этого, не совсем понятно, каким образом Кремль будет добиваться от Лукашенко в июле немедленного согласия на проведение референдума и подписания Конституционного акта, если единственный российский козырь — повышение цены на газ — будет конкретизирован лишь в ноябре?

Собственно, Суриков и не упоминал о политическом контексте цены на российское «голубое» топливо, лишь прозрачно намекнув на желание «Газпрома» получить контроль над газораспределительным рынком Белоруссии.

Самым же важным подтверждением снижения интереса Кремля к Белоруссии является резкое повышение интереса российских политиков к инициативе северо-осетинских депутатов о проведении общероссийского референдума с целью снятия ограничений переизбрания президента России лишь двумя сроками подряд.

Весьма показательно, что несколькими месяцами раньше это предложение было оценено «Единой Россией» в категориях едва ли не провокации, а Путин твердо заявил, что не намерен соглашаться на «перекраивание» Конституции под себя. Теперь же спикеры обеих палат Федерального Собрания – Грызлов и Миронов – заявили, что положительно относятся к идее третьего срока нынешнего главы государства. Причем эти заявления были сделаны в контексте данных соц. опросов, свидетельствующих, что 59% россиян поддерживают идею разрешить баллотироваться Путину на пост президента в третий раз. При этом, правда, оба они намекнули, что под «третьим сроком» имели в виду выборы 2012 года.

 

Худой мир лучше доброй ссоры

 

Получается, что сценарий с форсированным движением к единому государству для создания Путину запасного «аэродрома» становится уже не актуальным. Работа по его созданию, конечно, будет вестись, но, скорее всего, в прежних темпах. Соответственно, будет муссироваться и газовый вопрос. В принципе, Москва могла бы наказать слишком строптивого союзника повышением цен на энергоносители до мирового уровня, чтобы другим не повадно было. Но, увы, других, по крайней мере, таких, как Белоруссия, у нынешней России попросту нет.

Поэтому можно предположить, что газовая «война» между «Газпромом» и Минском постепенно утратит геополитический накал и сведется к заурядному спору за обладание белорусской «трубой», что опять же вряд ли закончится серьезной ссорой. В конце концов, согласно майскому опросу «Левада-Центра», 47% россиян считает Белоруссию «самым большим другом России». Второе место в этой категории россияне отдали Казахстану – 33%. А ругаться с такими друзьями — не в российских традициях.

 

Константин Марков, ИА «Национальные интересы», Киев