Платить или не платить?

12 июня 20:25

3 июня в Ираке машину, в которой ехало четыре сотрудника российской дипломатической миссии, остановили неизвестные люди. По официальной версии, сотрудника посольства Виталия Титова застрелили на месте, остальных —  третьего секретаря посольства Федора Зайцева и троих сотрудников диппредставительства — Рината Аглиулина, Анатолия Смирнова и Олега Федосеева — увезли. Произошло это в 400 метрах от здания посольства РФ в районе Мансур, в самом центре Багдада.

С тех пор об их судьбе ничего неизвестно. МИД России заявляет, что ведет активные переговоры как с официальными властями Ирака, которые контролируют только малую часть территории своей страны, так и с коалиционными силами, которые могут охранять только места своей дислокации. Есть еще один участник переговоров – российское посольство в Ираке, сотрудниками которого, собственно, и являлись похищенные граждане России. Посольство, наверное, можно рассматривать только как источник связи между Москвой и официальным Багдадом.

 

СМИ срывает маски

 

Еженедельник «Московские новости», которому удалось связаться с источником в Багдаде, преподносит другую версию похищения, со ссылкой на местных полицейских.

– По информации очевидцев, машину россиян никто не останавливал — они остановились сами и направились за покупками в ближайший магазин, а водитель, открыв капот, стал осматривать двигатель. В это время их окружили люди в камуфляже и масках, подъехавшие как минимум на двух микроавтобусах, – пишет «МН». – Полицейские утверждают, что никто из россиян не имел дипломатического статуса, а относились к техническому составу посольства: один был якобы поваром, остальные охранниками. Один попытался бежать и был убит нападавшими, четверых увезли в неизвестном направлении.

– Если машина сама действительно остановилась и люди из нее вышли и пошли в магазин, пусть даже в сотне метров от стены посольства – то это полное пренебрежение системой безопасности для таких стран, как Ирак. Плюс – упущение служб безопасности, не проинструктировавших сотрудников дипмиссии, – так в интервью корреспонденту ИА «Национальные интересы» прокомментировал ситуацию, которую описал «МН», бывший офицер спецслужбы, охранявший посольства и его представителей, в том числе и в Ираке. – В таких станах, никаких незапланированных остановок на пути движения быть не должно – это закон. Весь маршрут движения заранее оговаривается, проверятся службой безопасности посольства, она же должна сопровождать сотрудников. Также о маршруте движения должны быть извещены местные силы правопорядка и, в случае необходимости, обеспечить охрану и поддержку. Есть, конечно, исключения, но они связаны с выполнением специальных заданий, но там также действуют определенные меры безопасности.   

 

Киднеппинг не по-детски

 

Хотя термин киднеппинг в обычной практике обозначает похищение ребенка, его также используют и в более широком смысле – как похищение человека с целью получения каких-то преференций, в том числе и выкупа. И, скорее всего, российских дипломатов похитили именно с этой целью.

Как пишет «МН», по мнению иракских полицейских, россиян похитили исключительно с целью получения выкупа. Этой же точки зрения придерживается источник «МН», близкий к российским силовым структурам. По его информации, переговоры с похитителями, запросившими выкуп, измеряемый цифрой с шестью нолями, уже идут.

МИД России сразу ушел в глухую оборону и отказался комментировать информацию о выкупе за похищенных в Ираке россиян. От комментариев воздерживаются и в российском посольстве в Ираке. На языке журналистов это обычно звучит так: «не подтвердили, но и не опровергли информацию».

Позиция МИД вполне логична, даже если переговоры с похитителями идут, то мировая практика показывает, что вести их надо тихо, не оповещая общественность. И тем более, не раскрывая «карты» – требования террористов и наши возможные уступки. А уж тем более, когда речь идет о выплате выкупа. Ведь даже оповещение о самом факте таких переговоров может привести к гибели заложника.

В тоже время, еще восьмого июня замминистра МИД РФ Александр Салтанов опроверг появившуюся в некоторых СМИ информацию о якобы проводящейся российскими спецслужбами операции по освобождению заложников. А 7 июня глава МИД Сергей Лавров и директор ФСБ Николай Патрушев заявили, что задействованы все возможности всех компетентных структур, а спецслужбы других государств «инициативно передают российской стороне имеющуюся у них информацию».

Такая дезорганизованная политика в тех ведомствах, которые напрямую отвечают за безопасность наших граждан за рубежом, наводит на мысль, что пока никаких переговоров и не было – похитители не объявились.

 

В России очень добрые люди

 

Сегодня радиостанция «Эхо Москвы» в рамках программы «Рикошет» провело экспресс-опрос по интерактивным телефонам на тему – платить или не платить за освобождение заложников. Он показал, что 75 процентов опрошенных придерживаются мнения, что платить надо, в то время как 25 процентов считают, что платить выкуп за захваченных россиян не нужно. Всего в ходе опроса за 5 минут на радиостанцию "Эхо Москвы" поступило 904 телефонных звонка. При этом нет ни одного звонившего, кто затруднился бы ответить на этот вопрос.

Однако, по результатам голосования, в интернете 55 процентов ответивших на вопрос считают, что платить надо, но 35 процентов, что нет. Интересно, что почти 19 процентов затруднились ответить на этот вопрос.

— Существует много способов, тем, возможностей для ведения переговоров, это азбука. Почему бы, например, не потянуть время, соглашаясь на выкуп, требуя гарантий безопасности для сотрудников посольства и не подготовить спецоперацию по освобождению. Плюс есть способы отслеживания переданных денег, тем более, скорее всего они затребуют наличными – не верится, что попросят перевести на лицевой счет в Швейцарии, например, – говорит в интервью корреспонденту ИА «Национальные интересы» офицер спецслужб, охранявший посольства и его представителей, в том числе и в Ираке.  – Видимо, действительно пока не удалось выйти на след похитителей. И это странно, так как Эль-Мансур, основное население которого составляют сунниты, считается одним из самых престижных и относительно безопасных районов Багдада. Здесь размещены и другие иностранные представительства, а также офисы ряда крупных коммерческих компаний. Хотя здесь уже не раз захватывали иностранцев, в том числе дипломатов. Последний такой случай произошел 16 мая, когда террористы захватили консула ОАЭ, убив при этом его личного водителя.

– Что же касается наших ребят, то риск оказаться в заложниках есть у каждого дипломата или сотрудника консульства любой страны – это входит в профессиональный риск. Дальнейшее развитие событий зависит от пресловутой точки зрения, что террористам платить нельзя, так это порождает новый террор, новые захваты заложников. На мой взгляд, она ошибочна, так как при грамотном проведении такой спецоперации, как передача денег похитителям, всегда добавляются оперативные возможности по последующему установлению, как самих денег, так и похитителей и уничтожению последних, – добавил офицер. – А потом уже можно на весь мир трубить – да мы отдали деньги, но потом всех уничтожили. Кому надо – поймет, что с этой страной играть не стоит.

 

 

Справка

 

По данным ИА «Национальные интересы», внутреннею охрану зданий дипмиссий России за рубежом несут военнослужащие Пограничных войск ФСБ РФ (также были и при СССР),  сотрудники ФСБ РФ и СВР РФ, в частности «Управление К».

Департамент безопасности МИД выполняет координирующие и инспекционные функции, а также обеспечивает посольство техническими средствами защиты общего назначения: бронированными автомобилями, аппаратурой сигнализации, камерами слежения и видеозаписи, системами допуска и контроля. Представители ФСБ отвечают за охрану государственных секретов в рамках деятельности посольства. Это в частности включает в себя защиту связи и пресечение попыток внедрения прослушивающей аппаратуры (до 2003 г. эти функции выполняло Федеральное агентство правительственной связи).  

Сотрудники пограничной службы ФСБ отвечают за обеспечение физической защиты посольства и его персонала. И наконец самая важная роль в обеспечении безопасности диппредставительства, особенно в условиях военного времени, отводится «Управлению К» внешней контрразведки СВР, доставшейся этой службе от Первого главного управления (ПГУ) КГБ СССР.  

По свидетельству Виктора Буданова, бывшего начальника «Управления К» еще в 1984 году его служба имела секретны контакты с ЦРУ на предмет взаимодействия против захвата иностранных заложников шиитскими террористами в Ливане (газета Сегодня, февраль 2000 г.). В настоящее время, особенно в иракских условиях, внешняя контрразведка СВР отвечает за разведывательное обеспечение безопасности посольства и его сотрудников. Как и прежде, это включает в себя негласное сотрудничество с иностранными спецслужбами, но, в первую очередь, ведение агентурной разведки среди населения, в частности сотрудников силовых структур, членов террористических группировок и деятелей духовенства, с целью выявления потенциальных угроз для посольства и его персонала. Любой выезд работников за пределы диппредставительства становится для сотрудников внешней контрразведки целой спецоперацией.  

С помощью местных информаторов, они обязаны не только иметь сведения о возможных акциях против дипломатов, но и заранее определить общую степень опасности по маршруту их передвижения. На этом основании, до выезда из посольства, представители внешней контрразведки готовят отчет по оперативной обстановке в районе предстоящей поездки. Они же участвуют в определении времени выезда и возвращения в посольство, а также маршрута передвижения. С учетом предоставляемой ими информации, может быть принято решение об отмене запланированного мероприятия.  

Лично на сотрудников посольства России в Ираке пока не нападали. В марте 2003 года мародеры попытались ограбить здания, расположенные рядом с российским посольством, но были отбиты иракской правительственной охраной. Второй случай имел место в апреле 2003-го, когда американские военные, якобы по ошибке, обстреляли колонну посольских машин, следовавшую в Сирию. В результате иракские охранники дипломатов были убиты, а личный водитель российского посла получил два пулевых ранения.  

Жертвами похитителей не раз становились работники российских компаний, выполняющих различные заказы в Ираке, в частности в сфере энергетики. Наиболее крупные акции подобного рода были совершены в апреле-мае 2004 года. Вначале террористы захватили девять российских рабочих, которых освободили день спустя, благодаря вмешательству суннитского духовенства. Затем один за другим были совершены два теракта, в результате чего трое россиян погибли, восемь получили ранения и двое оказались в плену у террористов — их освободили через неделю. Как сообщалось, без уплаты выкупа.

 

Хроника нападений на посольства СССР и России на Ближнем Востоке (взята из открытых источников)

 

Ноябрь 1947: В Дамаске разгромлено здание Общества культурных связей с СССР при советском посольстве. Это произошло в ходе демонстрации, устроенной в знак протеста против поддержки Москвой разделения Палестины и создания Государства Израиль. 

 

Январь 1980: Десять советских граждан, в том числе сотрудники посольства, погибли или получили ранения в результате нападений активистов исламской оппозиции; 

В Тегеране совершенно нападение на посольство СССР, в знак протеста против ввода советских войск в Афганистан. 

 

Декабрь 1980: В день годовщины ввода советских войск в Афганистан, в Тегеране совершено крупнейшее нападение на посольство СССР. 

 

Сентябрь 1985: Четверо работников советского посольства в Бейруте (в том числе двое сотрудников КГБ) захвачены активистами шиитской организации «Хизбалла», при содействии палестинской организации ФАТХ. Один из них был убит почти сразу после захвата. Цель заключалась в том, чтобы, используя давление Москвы на Дамаск, добиться вывода сирийских войск из северо-ливанского города Триполи и лагерей палестинских беженцев в Бейруте. После выполнения требований захватчиков, оставшиеся в живых заложники были освобождены. 

 

Сентябрь 1986: В ходе вооруженных столкновений между двумя группировками в руководстве Южного Йемена советское посольство было блокировано, несколько десятков его работников убиты или получили ранения. 

 

Март 1988: После обстрела Тегерана иракскими ракетами советского производства, было совершено очередное нападение на посольство СССР. 

 

Январь 2000: Палестинский террорист из организации «Усбат аль-Ансар» совершил нападение на российское посольство в Бейруте, в знак солидарности с боевиками на Северном Кавказе. 

 

Александр Николаев, ИА «Национальные интересы», Москва