А кто сказал, что Путин уйдет

02 мая 18:19

Белоруссия – пожалуй, единственное государство среди стран СНГ, которое можно назвать стратегическим союзником России и единственная страна, с которой Россия строит союзное государство. С 2000 по 2005 гг. в Союзном государстве Россия-Белоруссия прошло 9 заседаний Высшего госсовета и рассмотрено 84 вопроса. По ним принято 75 постановлений, 4 директивы и 1 декрет. Самые последние решения, например, касаются формирования единой системы Противовоздушной обороны. В рамках договора, Минску уже поставлены четыре дивизиона новейших зенитно-ракетных комплексов С-300, что значительно усиливает воздушные рубежи не только Белоруссии, но и России. Готовится к ратификации соглашение о равных правах граждан обоих стран на получение медицинской помощи.

Таким образом, Россия и Белоруссия создают единую систему безопасности, армию, таможенное и экономическое пространство. На очереди – единый руководящий орган – парламент и президент.

Насчет формата и структуры высших органов власти пока нет единого мнения. Например, прошлой осенью два высокопоставленных политика сделали на этот счет взаимоисключающие заявления. Так, спикер Госдумы Борис Грызлов сказал, что «среди внесенных поправок в проект конституционного акта нет предложений о том, чтобы главой союзного государства стал президент, а не коллегиальный орган  — высший государственный совет». А вот Генеральный секретарь союзного государства Павел Бородин считает, что «пока управление Союзным государством возложено на коллективный орган – Высший госсовет – но есть варианты введения институтов президента и вице-президента».

Последняя возможность может оказаться весьма востребованной именно в высшем эшелоне российских политиков. Ведь в 2008 году истекает второй срок президентства  Путина – а сам Владимир Владимирович уже неоднократно заявлял, что не собирается допускать перекройку Конституции страны, чтобы иметь возможность быть избранным на третий срок.

С другой стороны, уход с политической арены человека, имеющего по данным апрельского опроса Фонда «Общественное мнение» небывалый для такого президентского стажа рейтинг в 49% выглядит просто нереальным. В такой ситуации вполне возможен вариант избрания Путина на пост президента союзного государства. При этом посты президентов России и Белоруссии не упразднялись, и Лукашенко формально смог бы оставаться на своей должности.  В России был бы избран лояльный к Путину политик, например, Дмитрий Медведев или Сергей Иванов. Таким образом, позиции нынешней российской власти были бы прикрыты со всех фронтов. Более оптимального для Кремля варианта, пожалуй, было бы сложно придумать. 

 

Цигель цигиль ай лю-лю

 

Чтобы реализовать подобный сценарий передачи власти у России остается совсем немного времени. Уже в 2007 г. начинается предвыборная гонка: сначала выборы в Госдуму, затем выборы президента. Как правило, ни на какие резкие политические акции в этот период действующая власть ни в оной стране мира не идет. Поэтому операция по созданию нового государства жизнеспособна лишь в том случае, если все формальности удастся «разрулить» до выборов 2007 г. 

Так называемые формальности упираются в три фактора – в нежелание Лукашенко терять власть, трудности экономической интеграции экономик разного типа, а также крайнюю неэффективность бюрократий двух стран.  

Лукашенко, еще в ельцинские времена сам примерявший на себя пост главы Союзного государства, сегодня совсем не желает терять свои безграничные полномочия, по крайней мере, в своем государстве. Этим объясняется и отсутствие ясности в формате объединения, затягивание создания единой конституции, введения российского рубля на территории Белоруссии.

Поэтому заставить Лукашенко пойти на реальный союз с Россией может только чрезвычайно вынужденная для него ситуация. Вообще надо сказать, что Москва при всем своем значении для Белоруссии так и не выработала многовариантных способов давления на Лукашенко. Пропагандистская машина белорусского президента работает четко, как часы, создавая из него имидж защитника интересов простого белоруса, в том числе и перед угрозой «порабощения белорусской экономики» со стороны «московских акул бизнеса». Россия не придала большого значения созданию в Белоруссии сети своих неправительственных организаций, которые бы могли влиять на формирование общественного мнения. Она также полностью устранилась от  процессов формирования новой политической элиты в Белоруссии.

Поэтому, когда пришло время давить на белорусского президента, Россия взяла в руки проверенное средство – газовую дубинку.

 

Отключим газ

 

Первым серьезным сигналом к тому, на Лукашенко будет оказываться мощное давление, стало заявление главы Газпрома Миллера о необходимости перехода на мировые цены в поставках газа между двумя странами. Белоруссии пригрозили, что голубое топливо может стоить для Минска $230 вместо нынешних $46 – дороже, чем сейчас получает его Украина, с нынешним антироссийским «оранжевым» руководством (сейчас Украина получает газ по цене в $95 за тысячу кубов).  

Формальный повод для такой позиции российского газового гиганта объясняется желанием получить контроль не только над белорусской «газовой трубой», компанией «Белтрансгаз», но и над внутренним рынком продажи газа, находящегося в руках компании «Белтопгаз».  

Вместе с тем, угроза повышения цены на газ должна сделать Лукашенко более сговорчивым в отношении важнейшей основы будущего союзного государства – единой финансовой и валютной системы. Об этом хорошо свидетельствуют слова нынешнего вице-премьера Дмитрия Медведева, сказанные вначале года. В ответ на вопрос о разнице цен на газ для Украины и Белоруссии он заявил: «Не путайте Белоруссию с Украиной — Белоруссия с 2008 года введет в обращение российский рубль и экономический эффект от этой меры покроет все потери». А, по сообщению секретариата Путина, его  встреча с Лукашенко 28 апреля была, в основном, посвящена вопросам дальнейшего развития и углубления интеграции России и Белоруссии, «как мы будем двигаться к введению единой валюты».

Таким образом, прослеживается многоходовая операция: газ в обмен на рубль, единую экономику и затем единого президента.

 

Белорусские грабли

 

Тем не менее, форсируя объединительные процессы и переход Белоруссии на российское денежное средство, Россия рискует наступить на экономические «грабли». В обеих странах, по сути, существуют разные экономические системы. В России сегодня, так или иначе, сложились рыночные отношения. В Белоруссии экономические отношения рынком назвать сложно, скорее – это рыночный социализм, имеющий сходство с чисто советской экономикой.  

Конечно, нынешнее состояние белорусской экономики достигнуто, прежде всего, за счет поставок дешевого российского газа. Однако нельзя отрицать и заслуги самого Лукашенко. Ведь пока что российские успехи социальной политики  отнюдь не  превосходят белорусские. Это отметил и генсек Союзного государства Павел Бородин 20 марта, на пресс-конференции, посвященной итогам президентских выборов в Белоруссии. «Простые люди на рынках, — рассказал он, — хорошо знают, что в России средняя зарплата — $220, а в Белоруссии — $250, средняя пенсия в РФ — $78, а в РБ — $120. Лукашенко не ангел, но это действительно мнение народа, с которым трудно не согласиться», — считает Бородин.

Добавим сюда стоимость квадратного метра жилья в стране на уровне $200 за квадратный метр (а не на уровне европейских столиц, как это имеет место в Москве) практически полностью бесплатное образование и медицину, почти полное отсутствие безработицы.

 

Резюме

 

Желание Москвы решить свою главную политическую задачу понятно. К тому же оттягивание создания Союзного государства может и вовсе поставить крест на этом объединении.

Вместе с тем, необходимо понимать, что Россия уже прошла период «шоковой терапии» в 90-х годах. А вот в Белоруссии он, с либерализацией экономики, лишь может начаться. Причем со многими неприятными сюрпризами. Поэтому Москва должна предложить Белоруссии компромиссные решения, например вариант по  принципу «одна страна – две системы», апробированный в отношениях Китая и Гонконга. 

С другой стороны Москве придется в скором времени решать и другую долгосрочную задачу. Ей следует диверсифицировать способы влияния на Белоруссию, например, создавая там свою сеть НПО и начинать заниматься подготовкой кадров для будущей политической элиты уже Союзного государства.

 

Серж Мороз, Петр Петровский, ИА «Национальные Интересы»