Алханов и Кадыров не поделили Степашина

27 апреля 17:45

Ранее скрытое от посторонних глаз противостояние между номинальным президентом Чечни Алу Алхановым и настоящим хозяином республики премьером Рамзаном Кадыровым вылилось в открытое противостояние и перестрелку между охраной первых лиц республики. При  этом все произошло не в тихом переулке, а около особо охраняемого объекта – Комплекса правительственных зданий, который в народе метко прозвали КПЗ. Пикантность в том, что все это происходило фактически на глазах чиновника федерального уровня – главы Счетной палаты России Сергея Степашина, который находился в это время с визитом в Чечне.

 

Перестрелка в КПЗ

 

По сведениям «МК», «до недавнего времени для людей Рамзана Кадырова не было запретов: они разгуливали с оружием по всей Чечне. Две недели назад Алу Алханов запретил входить в здание правительства любым вооруженным людям. Как рассказали очевидцы, лично Рамзану президент запретил входить в свой кабинет более чем с двумя “личниками”, оставляя остальных охранников за пределами правительственного здания. Это условие жутко не понравилось Кадырову».

 

— И вот апогей. Во вторник в 11 утра десять “кадыровцев” пытались пройти на территорию правительственного комплекса пообедать в столовую, но на КПП им не дали пройти с оружием. Тогда прозвучал выстрел — в голову был ранен один из охранников Алханова. Началась беспорядочная стрельба, с каждой стороны на подмогу в срочном порядке стали подтягиваться вооруженные люди, — пишет газета. — Бойцы Алханова только оборонялись — президент запретил наступательные маневры: “Люди только-только стали строить себе дома, а из-за каких-то ублюдков сейчас начнется третья война? Не бывать этому”. Это была первая демонстрация реальной силы Алханова.

Примерно подобный рассказ приводит и издание «Газета». Отличаются детали. Главное сходство в том, что официальные лица от комментариев уклонились.

 

Высокопоставленные источники в интервью ИА «Национальные интересы» в военной комендатуре Грозного подтвердили факт вооруженного столкновения.

 

— Столкновения начались еще около гостиницы на территории комплекса. А потом уже перекинулись к самому зданию, где проходили переговоры. Наших подразделений там фактически на территории комплекса нет, а бойцы Главного управления исполнения наказаний Минюста, которые охраняют периметр КПЗ, не вмешивались в ситуацию, — рассказал источник в военной комендатуре. – Конфликт угас сам собой, кадыровцев было меньше, и они отступили, забрав своих раненых. Правда, некоторые все же попали в 9-ую, ближайшую, городскую больницу. Но потом все равно всех раненных противоборствующие стороны забрали по своим базам. Убитых не было точно. 

 

О причинах начавшейся перестрелки источник ничего сказать не смог, отметив лишь: «как только охрана этих лиц собирается в одном месте, то всегда происходят столкновения».

 

— Обычно это ругань, иногда доходит до рукоприкладства. Мы знаем и о более серьезных разборках, но обычно они происходят вдалеке от глаз посторонних. А не особо охраняемом объекте, каким является комплекс правительственных зданий, — подчеркнул источник. – А вообще об этом случае всем приказано — молчать и забыть.

 

Действительно, ни в одном силовом ведомстве, будь оно республиканского подчинения, как МВД Чечни, или федерального, говорить на эту тему отказываются – «слишком щекотливая».

 

Чеченские будни

 

Факт перестрелки между охранниками двух первых лиц в Чечне — событие рядовое. Подобные случаи в Грозном скорее правило, чем исключение. Понятно, что охрана дружественных политиков вряд ли позволит себе такое. Иначе это будут последние рабочие дни как самих рядовых охранников, затеявших ссору, так и для начальников службы их безопасности. Поэтому попытки придать инциденту 25 апреля некий налет личностных выяснений отношений двух служб безопасности, направлены скорее для внешнего обывателя. Внутри республики ни для кого не секрет, что отношения Алу Алаханова и Рамзана Кадырова весьма далеки не просто от дружеских, но и от корректных производственных отношений президента и премьера. Однако некоторые политологи считают, что Алханов здесь не причем. Все гораздо глубже.

 

 — Я думаю, что главное напряжение в республике существует не между Алхановым и Кадыровым, а между Кадыровым и командиром батальона "Восток" 42-й дивизии Минобороны подполковником Сулимом Ямадаевым. И это главный  водораздел в республике, — заявил в интервью ИА «Национальные интересы» Председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль. — Тем более, что у него есть предыстория и системные корни. Что касается позиций Кадырова и Алханова, то я думаю, что это гораздо более поверхностная вещь.

 

Приближается осень, время «Ч», когда Рамзану Кадырову исполниться тридцать лет, и он может согласно республиканской конституции претендовать на пост президента. По мнению Гейдара Джемаля, так оно и случится.

 

— В контексте ныне существующего режима других вариантов не будет. Я имею в виду, что расклад сил однозначно оказывается в пользу Рамзана Кадырова, — говорит Председатель исламского комитета России. — И я думаю, что это неизбежно по той причине, что с точки зрения Кремля Рамзан Кадыров и его формирования являются важной картой в возможной игре на дестабилизацию обстановки в республике, которая может сопровождать избирательную кампанию в России в 2007- 2008 годах.

 

Кто кого охраняет

 

Охрану Алу Алахнова, кроме сотрудников Федеральной службы охраны осуществляет специальная силовая структура, численность которой засекречена. По некоторым данным она составляет 200-300 военнослужащих. Она была сформирована после избрания Алханова на пост президента и подчиняется Главному управлению МВД РФ в ЮФО. В нее вошли опытные сотрудники ОМОHа, СОБРа, квалифицированные оперативники, имеющие опыт работы на Северном Кавказе. Службу в новой части сотрудники будут нести по контракту и набираться на три года. Все они были проверены управлением собственной безопасности ГУ МВД России по Южному федеральному округу (ЮФО). Никто из чеченцев, принятых в охрану Алханова никогда не принимал участие в боевых действиях против федеральных сил. Ранее охрану президента Чечни, тогда еще кандидата в президенты и министра внутренних дел республики, несли его сотрудники, многие из которых пришли в милиции из боевиков. Они в свое время сдались Ахмату и Рамзану Кадыровым и к ним был применен акт амнистии.

 

Костяк охраны Рамзана Кадырова, кроме ближайших родственников, составили как раз амнистированные боевики. Все они раньше входили в Службу безопасности Ахмада Кадырова и командовал ими лично Рамзан. После гибели Кадырова — старшего его служба безопасности была переименована в полк специального назначения имени Кадырова и формально подчинялась МВД Чечни. Часть службы была выдела в Антитеррористический центр и занималась охотой на боевиков в горах. Нынешняя численность охраны Рамзана Кадырова, по оценкам представителей федеральных силовых структур в Чечне, достигает порядка 800-1000 человек. Однако, ее мобилизационная готовность, гораздо выше – от 1500 — до 8 000 штыков.

 

Представители российских спецслужб при этом считают охрану Кадырова «низко профессиональной».

— Мало уметь воевать в горах на знакомой местности. Еще необходимы специальные знания, что бы обеспечить безопасность «объекта». Их можно получить только в специфических учебных заведениях, которых они, конечно, не заканчивали, — считают специалисты.

 

Являются ли охранники Кадырова профессионалами или нет — судить сложно. Однако, несмотря на клятву Басаева поставить рядом с памятником отцу – Ахмату и памятник сыну, Рамзан удачно пережил несколько покушений. А в политической борьбе, которая в условиях республики вполне может перетечь в вооруженную, важна не профессиональность нескольких сотен охранников, а численность подконтрольных штыков. А здесь перевес явно на стороне Рамзана Кадырова.

 

Александр Николаев, ИА «Национальные интересы», Москва