Амбиции и уступки украинских коалиций

29 марта 18:39

Как показали итоги выборов, ни один из трех лидеров избирательной гонки не сможет создать в Верховной Раде собственное парламентское большинство даже при объединении с малочисленными фракциями потенциальных союзников. Однако без большинства законодательный орган будет просто распущен президентом, а на такой сценарий изрядно потратившиеся на выборы партии и блоки вряд ли согласятся. Вторым решающим фактором в пользу создания большинства является, с одной стороны, желание получившей немногим более 14% пропрезидентской «Нашей Украины» удержаться у власти, а с другой, – желания набравших неплохие результаты оппозиционных БЮТ (22,5%) и «Партии Регионов» (31,5%) придти к власти.

Поэтому, какие бы разногласия не существовали между НУ, БЮТ и ПР, здравый смысл просто вынудит их создать коалицию. Вопрос один: какую именно? Есть три основных варианта.

 

Вариант первый

 

Большая «оранжевая», включающая «Нашу Украину», БЮТ и социалистов. Уже вечером 26 марта о своем желании воссоздать ее заявили все трое бывших союзников по «Майдану» и даже назначили подписание соглашения на утро следующего дня.

Однако ни 27-го, ни 28-го марта никакой коалиции создано не было. Как пояснили представители партий, будет разумным дождаться окончательных итогов выборов, а пока провести заседания своих политсоветов. Это же мнение высказал и президент Ющенко. Возликовавшие было сторонники «оранжевых», которые даже на время прекратили между собой споры на тему «кто предал идеалы Майдана», несколько приуныли. А журналисты и политологи тут же начали выдвигать версии причин неудачи, единодушно назвавшие среди основных большие амбиции Юлии Тимошенко, которые не устраивают Виктора Ющенко и его окружение. Прежде всего, это, конечно, желание Тимошенко получить пост главы правительства. Она заявила прессе, что своим голосованием «народ выбрал себе премьер-министра».

Если кресло премьера необходимо ей, чтобы получить полноту власти, то «Наша Украина» не претендует на премьерство с такой настойчивостью. Скорее, свою кандидатуру на этом посту пропрезидентский блок хочет видеть для того, чтобы он не достался Тимошенко. Ведь амбиции этой волевой женщины как минимум грозят резким ограничением власти Виктора Ющенко и большими кадровыми перестановками далеко не в пользу «Нашей Украины», например, возвращением на пост главы СБУ ближайшего соратника Тимошенко Александра Турчинова.

Помимо этого, известно, что Юлия Владимировна издавна питает повышенный интерес к энергетической сфере. А потому можно предположить, что среди ее негласных амбиций первое место занимает желание удалить от руководства этой отраслью людей из команды Ющенко.

Тимошенко не раз открыто заявляла и о намерении пересмотреть газовое соглашение между Украиной и Россией. Разумеется, в основном это было предвыборное обещание электорату, однако если отсеять популизм и принять во внимание, что у «Газпрома» нет никаких оснований снижать цену на газ для Украины, то речь может идти о пересмотре не тарифов, а посредников этого договора. В частности, давно известно, что БЮТ имеет большие претензии  к компании «РосУкрЭнерго», возможно, потому, что эта компания (как поговаривают в кулуарах) в свое время заменила на газовом рынке структуры, связанные с Тимошенко.

Не исключено, что Тимошенко хотела бы не только получить портфель премьера, но и подстраховать себя от очередного «слива» ее Виктором Ющенко (впервые это случилось в конце 2000-го, второй раз в 2005-м). А избежать очередной отставки будет гораздо проще, если в кресле головы Верховной рады будет сидеть не кто-то из окружения президента, а нейтральное лицо, например, Александр Мороз. Наверняка такой вариант полностью устроил бы и социалистов, у которых появилась возможность поторговаться. Но СПУ, получившая чуть менее 6%, все же находится не в самом удачном положении, не имея возможности диктовать свои условия.

Если Тимошенко не пойдет на уступки, отказываясь от кресла главы СБУ для Турчинова, амбиций в топливной отрасли и полюбовно договорившись с командой Ющенко о разделе других важных портфелей, то «Наша Украина» может заключить иную коалицию, которая наберет необходимое количество мандатов и без БЮТ, и без СПУ.

 

Вариант второй

 

 Большая коалиция, основу которой составят «Наша Украина» и «Партия Регионов». Несмотря на внешне серьезное различие их политических программ, у этого союза очень высокие шансы, поскольку прагматических разногласий между ними меньше, чем, скажем, между «Нашей Украиной» и БЮТ.

«Партия Регионов» оперативно оценила свои крайне невысокие шансы создать «синее» большинство еще по результатам экзит-полов.

— Нет такого компромисса, на который бы мы не пошли ради Украины и ее экономической стабильности, — заявил Виктор Янукович уже в первые часы после голосования, тем самым, выразив готовность пойти на парламентский союз с «оранжевыми».

Такая позиция во многом поясняется, с одной стороны, невысокими амбициями «Регионов», а с другой – не столь и обременительными условиями, которые выдвигаются со стороны «Нашей Украины».

— Первая — отказ от идей федерализма. Вторая — отказ от статуса государственного для русского языка. Третье условие — признание евроинтеграционного пути Украины, — сказал лидер входящей в пропрезидентский блок «Народного Руха» Борис Тарасюк.

Будучи премьером, Янукович постоянно заявлял о «неизменности курса евроинтеграции», да и сейчас этот пункт можно найти в программе «Партии Регионов», которая никогда не была антизападной. А вот о статусе русского языка в этой программе нет ничего, и о нем «Регионы» вспоминали только в преддверии выборов. Даже реши они претворить этот популярный лозунг в жизнь, то для внесения изменений в Конституцию потребовалось бы свыше трехсот голосов, которых они при любой конфигурации большинства собрать не смогут. Думается, что не столь уж важным для партии является и федерализм. Во всяком случае, когда в 2005 году Виктор Янукович подписывал меморандум с Виктором Ющенко, то ни про русский язык, ни про федеральное устройство там не было ни слова.

Скорее всего, «Партию Регионов» и тогда, и сейчас больше волнует выход из статуса гонимой оппозиции и возможность хотя бы частично войти во власть. Это необходимо, во-первых, для прекращения преследования членов партии, которое периодически ведется «оранжевой» властью, а во-вторых, этого требуют их бизнес-интересы. Руководство республиканской экономикой сначала Юлией Тимошенко, а затем Юрием Ехануровым весьма плачевно отразилось, прежде всего, на промышленном юге и востоке Украины. Поэтому «Регионы» наверняка хотели бы ввести в правительство команду своих экономических менеджеров. При этом у ПР нет жестких амбиций насчет поста премьера: имеется информация, что партия может согласиться на нейтральную компромиссную кандидатуру. Разумеется, это абсолютно устраивает и «Нашу Украину». Интересно, что такой вариант одобряет и Борис Немцов — член Политсовета СПС и советник президента Украины.

— Самый идеальный вариант, если бы в Украине возникла «фиолетовая» коалиция. Такой цвет получается, если смешать оранжевый (Ющенко) с синим (Янукович). Это гарантия единства страны, да и отношения наши будут более сбалансированными, – считает Немцов.

В случае создания такой коалиции к ней будет вынуждена автоматически присоединиться СПУ, дабы не остаться за бортом власти и получить свою долю портфелей. Социалисты прямо не предлагали этот вариант большинства, однако Александр Мороз уже высказался о возможности привлечения «Регионов» к «участию во власти».

Правда, у союза «Нашей Украины» и «Партии Регионов» могут быть неприятные политические последствия в виде резкого падения их рейтинга. Слишком многие их избиратели голосовали против «оранжевых» или против донецких, и подобный шаг могут расценить как предательство. И хотя сейчас мнение электората партиям уже не важно, но все же это не последние выборы в Украине, в которых они будут участвовать.

 

Вариант третий: сенсационный

 

Категорически против коалиции с «Партией Регионов» выступает БЮТ. Юлия Тимошенко неоднократно требовала от Виктора Ющенко дать слово, что такого союза не будет.

— Это не единение Востока и Запада Украины, а поддержка  самого большого клана – донецкого, который мечтает стать властью, — заявила она.

Учитывая настроения Тимошенко, а также отнюдь не теплое отношение к ней многих регионалов, шансы третьего варианта парламентской коалиции – антипрезидентского (ПР плюс БЮТ и, возможно. плюс КПУ и СПУ) – можно расценивать как самые минимальные. Однако они существуют. Такой союз возможен, если стороны в течении двух месяцев так и не реализуют один из предыдущих вариантов. Тогда для предотвращения роспуска парламента и давления на команду президента и может возникнуть ситуативное оппозиционное большинство – наихудший вариант для «Нашей Украины» и Виктора Ющенко, в частности.

 

Сергей Велесов, Киев