Южная Осетия рвется в Россию

22 марта 15:56

Южная Осетия подаст заявление в Конституционный суд России о признании ее частью России на основании исторических документов. Об этом президент Южной Осетии Эдуард Кокойты сообщил журналистам 22 марта во Владикавказе в перерыве встречи правительств Южной и Северной Осетии.

— Мы намерены в ближайшее время подать заявление в Конституционный суд. Есть документ о вхождении единой Осетии в состав Российской империи в 1774 году, и нет документа по выходу южной части Осетии ни из состава Российской империи, ни из состава Российской Федерации. Почему мы сегодня должны ставить вопрос о вхождении в Российскую Федерацию, когда мы вообще оттуда не выходили?, — заявил Кокойты. — Сегодня 95% граждан Южной Осетии являются гражданами России.

Глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров заявил, что обеспокоен тем, что происходит вокруг Южной Осетии. Он отметил, что в регионе может сложиться непредвиденная ситуация, и жители Южной Осетии должны быть готовы ко всему, в том числе к экономической блокаде региона. Причем, этот прием  уже отработан в Приднестровье.

Официальный Тбилиси же заявил, что Грузия поддержит принятие России во Всемирную торговую организацию (ВТО), если Россия выполнит ряд условий. В частности, восстановить контроль на таможенных КПП у Рокского тоннеля (югоосетинский участок российско-грузинской границы) и на КПП Адлер-Леселидзе (абхазский участок российско-грузинской границы). Сейчас эти участки контролируют на российско-абхазской границе российские и абхазские пограничники и таможенники с обеих сторон. Причем, проход для жителей Абхазии и России достаточно свободный. Необходимо только предъявить паспорт с российским гражданством. По официальным данным, почти 90% жителей Абхазии имеет российское гражданство. На таможенном КПП у Рокского тоннеля (югоосетинский участок российско-грузинской границы) таможенный и пограничный контроль фактически осуществляется юго-осетинской стороной.

Также Грузия требует от России запретить деятельность российских компаний в Абхазии и Южной Осетии и отменить введенные в декабре прошлого года запреты на ввоз грузинской сельскохозяйственной продукции. При этом, грузинская сторона не принимает во внимание, что за 12-13 лет независимости многие российские фирмы уже вложили миллионы долларов в покупку недвижимости и в экономику непризнанной республики и вряд ли им понравится терять эти деньги. Обращает на себя внимание и тот факт, что Грузия не рассматривает, как незаконные вложения в Абхазию со стороны Турции, которые также достигают значительных сумм.

В противном случае Грузия грозится разорвать двусторонний протокол с Россией о присоединении РФ к Всемирной торговой организации.

Напомним, как ранее заявлял военный эксперт, бывший командующий 14-й Российской армии в Приднестровье Юрий Неткачев, в Южной Осетии может начаться кровопролитный вооруженный конфликт. Грузинские войска уже проводят в регионе рекогносцировку. По его мнению, предотвратить войну можно только в том случае, если в зону грузино-осетинского конфликта будет введено в пять-шесть раз больше миротворцев. Грузия, напротив, первым шагом к восстановлению своей территориальной целостности считает вывод российских "голубых касок".

На этом фоне президент Южной Осетии Эдуард Какойты считает, что только Россия способна защитить население его республики от возможного блиц-крига со стороны Грузии. Он пользуется любой возможностью сблизится с Россией.

На заседании, которое открыли 22 марта руководители республик Северной Осетии – Алании Таймураз Мамсуров и Эдуард Кокойты говорили об укреплении связей между Южной и Северной Осетиями. Кроме того, Мамсуров призвал выходцев из Южной Осетии, проживающих на территории Северной Осетии, вернуться на родину и принять участие в выборах президента Южной Осетии, которые состоятся в ближайшее время.

Он также призвал правоохранительные органы и другие структуры, осуществляющие контроль на границе, быть более обходительными с гражданами Южной Осетии, пересекающими границу, и "не допускать высокомерного тона в общении с ними". " Это такие же граждане России, как и мы с вами", — сказал он. В этом вопросе Мамсурова поддержал и Кокойты.

— Само присутствие границы — это наша трагедия. Мы будем делать все, чтобы максимально упростить пересечение границы нашими гражданами, — сказал он.

Кокойты выступил также против того, чтобы Южную Осетию, Абхазию и Приднестровье называли непризнанными республиками.

— Никакой непризнанной республики Южная Осетия нет, есть самоопределившаяся республика Южная Осетия, — подчеркнул он.

Эдуард Кокойты также призвал работать правительства обеих республик как единое правительство, "потому что мы единый народ".

Реакция со стороны Грузии на инициативу Южной Осетии поступила 22 марта во второй половине дня. Как сообщает корреспондент ИА "Национальные интересы" в Грузии,  государственный министр Грузии по вопросам урегулирования конфликтов Георгий Хаиндрава заявил журналистам, что намерения руководства самопровозглашенной республики Южная Осетия подать иск в Конституционный суд России с требованием присоединения к России в Тбилиси серьезно не воспринимают. Подобное обращение представители де-факто правительства Цхинвали направили к руководству России еще два года назад – сообщил он. По словам Хаиндрава, Госдума РФ рассмотрела этот вопрос и дала отрицательный ответ, заявив о невозможности принятия Южной Осетии в состав Российской Федерации. Претензии югоосетинской стороны необоснованны, и официальное правительство России, скорее всего, серьезно рассматривать их не будет, подчеркнул госминистр.

По мнению депутат Государственной Думы РФ, директор Института стран СНГ Константина Затулина, политика России в Закавказье отличается непродуманностью и легковесностью подходов.

— Это связано с отсутствием понимания происходящего, с устаревшими представлениями о ситуации, о людях, которые этой ситуацией управляют. К сожалению, случаются неверные решения со стороны России, — заявил Константин Затулин в интервью ИА «Национальные интересы».

— Я уже говорил о неверном, на мой взгляд, решении о выводе ГРВЗ на условиях Грузии. Это вдохновлялось неверным анализом, тем, что сами по себе базы серьезного военного значения не представляют, значение их было сведено чисто к оборонным вопросам. На этом основании было сделано неверное заключение о том, что вывод баз с территории Грузии минимизирует возможности Грузии манипулировать в международном аспекте. На самом деле, этого не произошло, а вывод ГРВЗ в Грузии пробудил, на мой взгляд, необоснованные надежды на то, что с Россией можно всегда договариваться таким образом: если взвинтить напряженность, если начать нас шантажировать, угрожать позицией Запада, тогда можно всего добиться.

 

Александр Николаев, Москва