Последний «звонок»

20 марта 13:05

Одним из них стало утверждение 16 марта нового регламента, не менявшегося с 1994 года. Основой его являются положения о порядке формирования парламентского большинства на основе межпартийной коалиции. Без этого разъяснения все последствия политической реформы, ставящей правительство под контроль Верховной Рады, так и остались бы лишь декларацией.

Основой создания коалиции теперь является коалиционный договор, в котором фиксируются согласованные политические позиции. К нему прилагаются списки членов фракций, сформировавших коалицию. Она, в свою очередь, считается сформированной с момента официального объявления об этом председательствующим на заседании.

Для согласования позиций фракций необходимо создание Совета коалиции, на котором рассматриваются кандидатуры премьера и других членов правительства. Любая фракция имеет право выйти из коалиции, предупредив других ее участников не менее чем за десять дней. Фракция может быть исключена из коалиции на основании решения общего ее собрания.

Правда, что следует делать правительству, если сформировавшая его коалиция распалась, так и остались неясно. В большинстве демократических стран с парламентской формой правления в такой ситуации правительство ставит вопрос о вотуме доверия, а  в случае получения вотума недоверия – уходит в отставку. Однако по нынешнему законодательству Кабинет министров, получивший одобрение программы своей деятельности, становится недосягаемым для объявления недоверия в течение целого года (!). То есть вполне возможна ситуация, когда правительство сможет продолжать благополучно работать, даже если образовавшая его коалиция распалась на следующий же день после одобрения программы работы Кабмина парламентом, и образовалась новая коалиция. Получившийся казус вполне может стать источником новых кризисов в украинской политике.

Видимо, памятуя о таком сценарии и пока не имея возможности его исправить, депутаты решили подстраховаться хотя бы в своей эксклюзивной вотчине – Верховной Раде. Для этого они поменяли регламент относительно избрания и смещения своего спикера. Ранее он избирался на свою должность большинством от списочного состава (226 голосов), но при условии кворума необходимо, как минимум, две трети голосов депутатов от их общего количества. То есть однажды избранный на должность простым большинством спикер уже не может быть смещен этим же большинством, если с этим не согласятся минимум 300 депутатов — конституционное большинство — из-за отсутствия кворума. Теперь же глава Верховной Рады может быть как назначен, так и уволен обычным большинством в 226 голосов без требования участия в голосовании 300 депутатов, —  что делает его гораздо менее независимым. 

 

Тактические союзы и противостояния

 

Примечательно, что за новый регламент проголосовали 261 депутат из собравшихся 399. Такое большинство в нынешней Верховной Раде не может поодиночке составить ни одна из полярных политических групп – ни «оранжевые», ни «бело-голубые». Сохраняющуюся поляризацию парламента лишний раз подтвердило голосование по самым спорным ныне вопросам – по Единому экономическому пространству (ЕЭП) и по иностранным войскам.

По требованию оппозиции в первую очередь на голосование был поставлен законопроект, предусматривающий ускоренное заключение соглашений по формированию ЕЭП с Россией, Белоруссией и Казахстаном. Но за его принятие высказались всего 171 депутат. Затем обсуждался проект Постановления «О возможности допуска на территорию Украины войск других государств». Первый раз он набрал 178 голосов, второй – целых 209. Не сложно догадаться, что за него голосовали и провластные фракции, и часть оппозиционных. В случае принятия это решение носило бы обоюдоострый характер, в зависимости от будущего вектора украинской внешней политики. Ведь иностранным в стране является и Черноморский флот России, и войска НАТО. Обнародовать же данные голосования по отдельным фракциям, что предложил спикер Литвин, депутаты не согласились.

Заметной общей тенденцией является снижение прежнего накала депутатских страстей, до недавнего времени доходивших до откровенных драк. Похоже, народные избранники, наконец, поняли, что сейчас судьба их партий определится не в парламенте, а на избирательных участках 26 марта. И напоследок решили посвятить свое рабочее время прямым обязанностям — работе над неотложными законами. Новый же всплеск парламентских битв ожидается уже после выборов, в новой Верховной Раде.

.

Юрий Семаков, Киев