Нефтяной барон будет править «банановой» и взрывоопасной республикой

03 марта 17:08

    «Банановой» республикой принято называть даже не страны третьего мира по уровню развития. Это нечто более низкое — те страны,  в которых народ умирает от голода, а его правители переводят на свои счета в банках огромные суммы. Чеченская республика, находящаяся в составе Российской Федерации, в точности попадает под это определение. Уровень безработицы по официальным данным – 80-90 процентов. Неофициально без работы остаются все жители в республике, кроме чиновников, милиционеров из бывших боевиков и небольшой группы людей, которые их всех обслуживают.

.

Город-сад

.

Грозный лежит в руинах, кроме центральной улицы, по которой возят гостей, а в селении Центорой построен город-сад за высокой крепостной стеной. И город-сад этот принадлежит клану Кадыровых. Создавать его начал Кадыров – старший, будучи муфтием Ичкерии и объявивший джихад – священную войну русским. Потом он, правда, вовремя сменил покровительство Дудаева и Масхадова на благосклонность Путина. Поэтому город-сад не разбомбили, не зачистили, и даже не ограбили. Хотя там было и есть, что вывезти на военных грузовиках.

    Город-сад рос и крепчал на глазах у изумленных чеченцев, которые не знали, как прокормить свои семьи. Те же, кто был недоволен, могли вволю полюбоваться крепостью Кадыровых изнутри. По данным западных СМИ, именно рядом с домом Рамзана Кадырова, была (есть?) подземная тюрьма. Но западные СМИ, как известно, постоянно клевещут на честнейшего человека, который готов сейчас лечь на амбразуру должности премьера Чеченской республики. Достойного продолжателя дела своего отца, объявившего джихад России (кстати, ни где не говорилось, что Ахмад-Хаджи его отменил!) боксера, профессора и просто хорошего парня Рамзана Кадырова. 

    Интриги с его назначением на пост премьера Чечни уже нет. Кадырову дан зеленый свет. Правда, со сроками все затянулось. Сначала обещали внести его кандидатуру в четверг, 2 марта. И сразу единогласно утвердить. Но почему-то решили лично не представлять его народным избранникам, а отправить письмо фельдъегерской почтой. Что позволило выиграть два дня. Теперь назначение состоится 4 марта. Никто не сомневается, что Кадырова утвердят, но все ломают голову – зачем тянуть, когда и так уже все решено.

.

Нефть и власть  

. 

    Некоторые источники ИА «Национальные Интересы» на Старой площади (Администрация Президента РФ) объяснили это тем, что в тот день Владимир Путин находился в отъезде. Но решил лично поговорить с Кадыровым и Алхановым перед принятием окончательного решения.

Эксперт Московского центра Карнеги Алексей Малашенко считает, что перенос парламентом сроков назначения Рамзана Кадырова премьером Чечни объясняется, по крайней мере, двумя причинами. «Никто в Москве, конечно, не думает, что Кадыров пролетит мимо должности премьера, другой подходящей кандидатуры все равно нет, — говорит Малашенко. — Но поиграть у него на нервах сочли полезным, чтобы Кадыров-младший не думал, что он может быть таким же независимым, как Дудаев» .

    Заминка с назначением может свидетельствовать также о том, что Москва и Грозный пока не пришли к четким договоренностям относительно нефтегазового комплекса Чечни. «Он давно поделен на официальном и неофициальном уровнях, — говорит эксперт. — Похоже, чиновники в столичных ведомствах не получили четких гарантий того, что после назначения Рамзана Кадырова премьером, он не захочет что-нибудь перераспределить» .

    Нефть — ключевое слово в становлении клана Кадыровых в «банановой» республике. В первую чеченскую войну все понимал, что конфликт идет за «черное золото» и берегли нефтеперерабатывающие заводы и трубопровод. В начале второй чеченской войны, под лозунгом «замочим, там, где найдем» бомбили все подряд. Скважины горели огромными свечками, заводы лежали в руинах.   

    В 2000 году вслед за войсками в Чечню пришла государственная компания «Роснефть». Сейчас добычу   нефти  на территории  Чечни  ведет «Грознефтегаз», 51% акций которого  принадлежит  «Роснефти», а 49% — Минимуществу Чеченской Республики. Компания создана по постановлению премьера Михаила Касьянова также в ноябре 2000 г. Сначала она получала годичные лицензии на добычу в регионе (извлекаемые запасы месторождений — 35 млн т). Но в 2002 г. лицензии были переданы «Роснефти». В 2004 г. «Грознефтегаз» добыл 1.9 млн т нефти. Основное имущество арендует у ФГУП «Чеченнефтехимпром». Нефть экспортируется в основном через Каспийский трубопроводный консорциум.

    «Надо отдать должное, «Роснефть», через «Гронефтегаз» вкладывала серьезные средства в восстановление инфраструктуры. По некоторым оценкам, до нескольких сотен миллионов долларов в год. Скважины были потушены, восстановлено более 200 энергообъектов — нефтепарки, трубопроводы, линии электропередачи и многое другое, говорит собеседник ИА «Национальные интересы», работавший в «Грознефтегазе». — За годы работы «Роснефти» добыча нефти в республике (естественно, официальная) выросла с 700 000 т в 2001 году до 1,78 млн т в 2003 году. Всю чеченскую нефть «Роснефти» было разрешено отправлять на экспорт, а из экспортной выручки компанию обязали финансировать подрядные работы по восстановлению чеченского нефтегазового комплекса и производить отчисления в Минэнерго на развитие социальной сферы республики».

    «Все финансовые потоки проходили более-менее прозрачно. Отчислялись деньги, как в федеральный, так и местный бюджеты. Но беда была в том, что параллельно официальной добычи нефти, шла добыча и переработка неофициальная. Когда Ахмад-Хаджи Кадырова назначили главой администрации республики, он сразу понял что его звездный час пришел. И с помощью своей армии он стал подминать под себя добычу неофициальную, — продолжает собеседник. – Тогда ее добывали все, кому не лень. В каждом дворе копали яму, и стоял «самовар» для ее варварской переработки. По словам того же Кадырова, в этом участвовали до 30 тысяч местных жителей. С помощью гвардии своего сына он подмял всех под себя. Несогласных убивали, их заводики взрывались. Кадыров сумел договориться с военными, конечно не просто так, чтобы только его бензовозы спокойно ночью, несмотря на комендантский час, уходили из Чечни в Ингушетию, Дагестан, Северную Осетию. Все были довольны, но Кадыровым захотелось всей нефти в республике, и начались проблемы. Я тогда работал в службе безопасности и столкнувшись с таким наездом, предпочел уйти».

.

Нефтяная независимость

.

    По словам собеседника ИА «Национальные интересы», который по понятным причинам не стал называть своего имени, местные власти во главе с Кадыровым стали настаивать на необходимости появления нефтегазовой компании, контроль над которой полностью бы принадлежал Грозному. Кадыров обвинил «Роснефть»  в неэффективном использовании получаемых от экспорта чеченской нефти средств и недостаточной работе по восстановлению нефтегазовых объектов и социальной инфраструктуры республики. В результате в 2003 году кредиторы чеченских предприятий, правопреемником которых стал «Чеченнефтехимпром», стали требовать выплату долгов через суды. В результате к началу 2004 г. суд наложил арест на часть имущества «Чеченнефтехимпрома», среди которого оказалось 20 структурных подразделений, используемых «Грознефтегазом», одно из которых было продано за долги на аукционе. «Роснефть» обратилась с просьбой о решении этой проблемы в Генпрокуратуру. С помощью федерального центра, проблемы «Чеченнефтехимпрома» и «Грознефтегаза» начали решаться. Арест с имущества был частично снят, и его обещали не выставлять больше на торги.

    Позже команда Кадырова — старшего подготовила такой Договор о разделении полномочий между субъектом федерации – Чечней и федеральным центром, что в Кремле буквально схватились за голову. По нему – все недра принадлежали Чеченской республике, читай Кадыровым. Плюс еще несколько неприятных финансовых сюрпризов для Москвы. Также усиливалось давление на центр с тем, чтобы все акции «Грознефтегаза» или созданной национальной нефтяной компании принадлежали бы республике. Опять читай Кадыровым. Бывшего муфтия резко одернули в Кремле. Дело вроде бы затихло. А после «своевременной» гибели Ахмад-Хаджи на его место поставили лояльного Алу Алханова, надеясь, что он то уж просить «кусок не по рту» не будет.

    Однако, в 2005 году, во время встречи Владимира Путина и Алу Алхановым, последний попросил главу государства передать лицензию на освоение недр республики «Грознефтегазу». «Роснефть» ничего не потеряет, — уверил он Путина. — Между тем передача позволит получать более 2 млрд руб. в бюджет республики». Путин сплеча рубить не стал и пообещал обсудить передачу лицензии с премьером Михаилом Фрадковым. То есть, натолкнувшись на сопротивление по созданию национальной компании, власти Чечни нашли короткий путь к нефти, добываемой на территории республики. Теперь они договариваются с Москвой не об увеличении своего пакета в «Грознефтегазе» до контрольного, а о передаче компании лицензии на добычу чеченской нефти. В пресс-службе «Роснефти» тогда не прокомментировали просьбу Алханова. А источник, близкий к компании, утверждал, что передавать лицензию «Грознефтегазу» нельзя. Он соглашается, что это приведет к тому, что предприятие будет само распоряжаться добытой нефтью, а значит, будет ослаблен контроль, как за освоением недр, так и за получаемыми от торговли сырьем средствами. Вопрос этот не решен до сих пор.

    28 февраля в Москве Алу Алханов вновь заявил о претензиях на передачу лицензий от «Роснефти» к «Грознефтегазу». Алханов сказал, что вопрос о передаче лицензий на добычу нефти в Чечне от «Роснефти» к ОАО «Грознефтегаз» (51% акций принадлежит «Роснефти», 49% — правительству Чечни), пока не решен. «Но мы полагаем, что к нашему мнению должны прислушаться. Речь не идет о национализации нефтяной промышленности, речь идет о передаче лицензий «Грознефтегазу», — подчеркнул он. Президент Чечни заявил, что этот и ряд других вопросов, будут подняты на ближайшей встрече с руководством «Роснефти». Его дата пока не назначена, но провести его планируется в ближайшее время, причем с участием представителей недавно избранного парламента. А так как парламент полностью подконтролен Рамзану Кадырову, представителям «Роснефти» придется нелегко.

.

Кремль теряет контроль

.

    «Я полностью уверен, что Рамзан Кадыров будет выставлять в качестве своего пакета на торгах в Кремле именно нефть. Значение, доходы от ее реализации – все это должно быть в одних руках, по его мнению. Понятно, что в его руках, — говорит бывший сотрудник «Гронефтегаз». – Эта отсрочка с назначением, скорее всего, и была вызвана проведением негласных торгов в Кремле. Вы мне навязываете кресло премьера, я так, и быть соглашусь, но в довесок даете всю мою нефть. Если Кремль согласиться – то можно будет уже задумываться о третье чеченской. Если справится с Рамзаном и его отрядами еще можно, то справится с Рамзаном, его отрядами и доходами от нефти – нереально. И тогда он закусит удила и в Чечне будет такое, что при ваххабитах не снилось!».

    Кстати, по негласным чеченским расценкам, место в Совете Федерации стоит $2 млн, председателя комиссии по компенсациям — $1 млн. Ни одно назначение, ни одна торговая сделка, ни один платеж, говорит источник в чеченском правительстве, не проходили без резолюции Рамзана Кадырова. По словам источника, только два человека получили должность в обход Рамзана — сенатор Умар Джабраилов и премьер-министр Сергей Абрамов. Нефтяной барон придет править «банановой республикой». Нехорошая, взрывоопасная  смесь.

 

 Алексей Александров, Чечня