Крым заявляет о своих правах

01 марта 18:48

      

       В день парламентских выборов 26 марта  в Крыму на избирательных участках будет решаться судьба русского языка. Вопрос, который будет вынесен на голосование, сформулирован следующим образом: «Вы за предоставление русскому языку статуса второго государственного?».  

      Данному решению предшествовала длительная подготовительная работа – сбор 300 тысяч подписей, осуществленный Крымским избирательным блоком «За Януковича», в который входят Партия регионов, «Русский блок» и Русская община Крыма.    

      Реакция власти не замедлила себя ждать. Как оказалось, Киев был в курсе возможного решения Верховной Рады Крыма и даже накануне провел там заседание Совета Национальной безопасности и обороны. О его итогах сообщил на брифинге заместитель госсекретаря, бывший глава крымского правительства, назначенный туда оранжевой властью – Анатолий Матвиенко. «Все участники вчерашнего совещания пришли к единогласному выводу, что это не является предметом референдума автономии, это неконституционная, незаконная инициатива», — заявил соратник президента.  

     Заодно Матвиенко рассказал о том, что президент дал поручение главе Секретариата Олегу Рыбачуку и секретарю Совета национальной безопасности и обороны Анатолию Кинаху создать рабочую группу, которая займется разработкой стратегии развития Крыма. По-видимому, окружение президента считает, что вся проблема с языковым вопросом для Крыма основывается лишь на трудном экономическом положении автономии. И стоит эту проблему разрешить – как  жители бывшего российского региона охладеют к требованию предоставить преобладающему языку на полуострове соответствующий статус.  

     Впрочем, власть решила действовать не только «пряником» — но и «кнутом». Все тот же Матвиенко заявил, что проблемой с референдумом «должны заниматься правоохранительные органы». Этих самые органы отреагировали незамедлительно. В тот же день, 22 февраля, прокурор Крыма Виктор Шемчук внес в крымский парламент представление с требованием отменить принятое в среду «незаконное постановление о назначении референдума».  

     «В соответствии с решением Конституционного суда Украины от 14 декабря 1999 года положение об украинском языке как государственном содержится в первом разделе общих положений Конституции страны, который закрепляет основы конституционного строя государства. Изменять конституционный строй в Украине имеет право только украинский народ», — считает Шемчук.  

     Также прокурор упирает на то, что «результаты референдума не будут иметь никакой юридической силы». Правда это отлично осознают и сами депутаты – ведь в их постановлении подчеркивается, что голосование будет  носить консультативный  характер. 

 

     Киев против референдума  

 

     На следующий день киевские политики попытались разобраться – в чем же смысл решения крымских парламентариев? 

     Так, министр юстиции Сергей Головатый отметил: «Я не успел прочитать это решение, но если мне не изменяет память, в крымской Конституции определено, что государственными языками являются украинский, русский и крымскотатарский». Впрочем, недостаточное знакомство со спорным документом не помешало известному своей резкостью чиновнику назвать решение о проведении референдума «политической провокацией».  

     Напоследок Головатый выразил удивление: «Я считаю, что вопрос русского языка уже решен. Он имеет статус государственного языка. Так какой может быть референдум?»  

     Свое мнение высказал и  советник президента по юридическим вопросам Николай Полуденный. «Речь идет, наверное, о консультативном референдуме, о предоставлении государственного статуса русскому языку в целом по Украине», — предположил он, добавив, что « парламент Крыма не имеет права решать вопросы о статусе русского языка для всей Украины». Здесь «оранжевый» юрист прибегнул к простой подмене понятий: не крымский парламент намерен решать судьбу государственного языка во всей стране – а часть граждан Украины, проживающих на территории Крыма решила аргументировано выразить свое мнение по данному вопросу. А организационная сторона дела была решена их представителями в местном законодательном органе. 

 

      Право на родной язык 

.

     Ведь даже на территории Крыма реальное двуязычие все время нарушается из-за давления сверху. Так, работников госучреждений заставляют вести документацию исключительно на украинском языке. Хотя чиновники – тоже граждане, которым далеко не все равно, на каком языке писать; да к тому же для подавляющего большинства жителей автономии русский язык является родным.   

      По данным пропрезидентского социологического Центра Разумкова, 37% населения Украины выступает за два государственных языка, еще 20% допускают русский язык в качестве «официального». Против – лишь 35%. С другой стороны, как заявлял лидер мелкой националистической «Украинской народной партии» Юрий Костенко в передаче на канале ICТV 24 февраля, «мои права гражданина Украины нарушены даже минимальным наличием школ на русском языке, русской речью на телевидении».  Политик при этом ссылался на «Закон о языках», принятый еще в последние годы существования СССР, выражая удовлетворение законодательным требованием тотального дублирования на украинском языке всей телепродукции .

      Надо ли удивляться, что русскоязычные жители требуют закрепления своих прав на свободное использование родного языка не с помощью  «джентльменских соглашений» и пустых обещаний — а на уровне законов страны. Ведь тот же Ющенко, еще будучи в статусе «народного президента», в конце ноября 2004 года, издал Указ о свободном использовании русского языка. Но после инаугурации уступил «многочисленным просьбам украинской интеллигенции» — и занялся привычной политикой украинизации русскоязычных регионов. 

 

      Неюридическая сила народной воли 

 

      Конечно, согласно украинской Конституции, практически любой референдум является лишь «консультативным» — поскольку не имеет прямой юридической силы. Так как его результаты еще подлежат «имплементации» — внесению соответствующих поправок в Основной Закон «конституционным большинством» депутатов (300 голосов). Однако даже серия таких консультативно-явочных опросов, как предстоящий в Крыму, будут иметь огромное политическое значение. Ведь реальный статус русского языка  можно поднять не только изменениями в Конституцию (хотя этот вариант и самый надежный) – но и с помощью простого закона. Правда, в этом случае речь может идти лишь об «официальном» языке. Но, учитывая, что положение о таком статусе языка просто не разработано – парламент может де-факто сделать русский язык государственным. Причем, для этого необходимо обычное большинство – в 226 депутатских голосов.   

      Но при этом может возникнуть еще одна сложность – такой закон должен быть подписан президентом. А Ющенко, учитывая его опору на националистический Запад Украины, совсем не будет гореть желанием ставить свою подпись под таким документом, сославшись на то, что депутаты не выражают мнение всего народа. Вот тут-то и могут пригодиться положительные ответы народа на пусть даже консультативных опросах – не оставляющие маневра для манипуляции общественным мнением.  Так что, с этой точки зрения становится понятным страх «оранжевой»  власти перед вроде бы «бессильным» референдумом.   

 

Петр Покровский