Германо-российские отношения: специфика и перспективы

27 января 2006 16:05

Начиная с октября  2005 года, во главе федеративной республики Германия стоит большая коалиция Христианско-демократического союза (ХДС/ХСС) и «Социал-демократической партии» (СПД). Новый министр иностранных дел Штайнмайер (Steinmeier) воплощает собой последовательное продолжение политики предыдущего канцлера Шредера. При Шредере Штайнмайер был одной из основных фигур во внешней политике Германии и важным основоположником политики бывшего канцлера по отношению к России.  

     Поэтому его визит в Москву в конце осени 2005-го, во время которого он  встречался с президентом России, прошел в обстановке доверия и сердечности. Российская сторона, осознавая роль, которую Штайнмайер сыграл в «восточной» политике Шредера, принимала его в Москве как дорогого государственного гостя.

     Пребывание канцлера Меркеля в Москве в январе 2006 года, напротив, показало существование определенной дистанции. Можно ожидать, что отношения между Москвой и Берлином несколько утратят свою былую дружбу и интенсивность. Но все же кардинального изменения в политике нового германского руководства по отношению к России ожидать не следует. 

 

Взгляд со стороны России 

.

      Если посмотреть на данные практически всех опросов общественного мнения за последние годы, то Германия в глазах россиян остается лучшим другом. Можно назвать лишь несколько стран Европы, в которых немцам выражаются настолько позитивные чувства, как в России. И это несмотря на историческую память о Второй мировой войне, в которой пострадали миллионы советских людей. Пожалуй, ни с одной другой страной, исключая Украину, Россия и русские не поддерживают столь обширных и глубоких контактов, как с Германией и немцами:

— каждый третий человек в мире, который изучает немецкий язык как иностранный, проживает в России;

— множество немецких и российских городов стали городами-побратимами, партнерские отношения  связывают сотни университетов и школ;

— за пятьдесят лет после окончания Второй мировой войны миллионы русских солдат были расквартированы в Восточной Германии. В основном они сохранили от Германии позитивные воспоминания.

 — Германия является самым крупным торговым партнером, кредитором и иностранным инвестором. Последнее имеет особое значение, так как немецкие инвестиции вкладываются во множество проектов, преимущественно, связанных с производством.  Тем самым они оказывают гораздо большее позитивное воздействие на жизнь самых широких слоев российского населения. И выгодно отличаются от, например, инвестиций из США или Великобритании, которые сконцентрированы на некоторых больших объектах, связанных с сырьевыми ресурсами.   

Тесное сотрудничество Германии и России простирается намного дальше экономики и контактов между двумя нациями.   

Немецкая внешняя политика тесно вписана в евро-атлантические структуры. С одной стороны, это приводит к тому, что двусторонние российско-германские отношения в некоторых вопросах лишаются своего значения. Но с другой стороны, они выигрывают в весе из-за внешнеполитической активности Берлина. Так, Германия неоднократно исполняла роль адвоката России на Западе или действовала в качестве посредника. К примеру, российские источники подчеркивают, что Германия во многом повлияла на то, чтобы Россия получила лучшие инвестиционные рейтинги, а без посредничества бундесканцлера Шредера кризис вокруг Украины в конце 2004 года, быть может, получил бы еще большее развитие.  

Таким образом, отношения с Германией, являющейся членом евро-атлантических  объединений, во многом имеют для России большее значение, нежели если б это было при простых двусторонних отношениях.  

При всех различиях в отдельных вопросах между Россией и Германией можно констатировать, что ФРГ является приоритетным российским партнером. Ее, в отличие, например, от США или Китая, вряд ли можно заподозрить во властных политических амбициях на пространстве СНГ. Германия не ставит целью ограничивать влияние Москвы на постсоветской территории или вытеснять Россию из СНГ. В Москве это хорошо знают и ценят.  

 

Взгляд со стороны Германии  

.

Восприятие России в Германии не столь позитивно, как восприятие Германии в России, однако среди всех крупных наций Европы немцы проявляют наибольший интерес к России, к ее культуре и к ее народу. Это особенно справедливо для восточных немцев, но не ограничивается ими. 

Например, в Германии изучают русский язык столько же людей, сколько и во всем Евросоюзе (до его последнего расширения). А немцы с большим отрывом лидируют по количеству туристических поездок, совершаемых в Россию.  

Кроме того, темпы роста экономического оборота двух стран чрезвычайно высоки. Так, в 2005 году он увеличился почти на 40%. Хотя объем торговли Германии с Россией до сих пор меньше, чем со Швейцарией, перспективы российско-германских экономических отношений поражают воображение. Вполне возможно, что через несколько лет объемы экспорта с Россией сравняются с экспортом с США. К тому же Германия за счет импорта из России покрывает весомую часть своих потребностей в нефти и почти на треть обеспечивает свой баланс в природном газе. Значимость этого фактора для политической стабильности трудно переоценить.   

 

Политика Германии по отношению к России при бундесканцлере Шредере  

.

Перед выборами 1998 года Герхард Шредер был одним из тех, кто заявлял о необходимости оказания давления на Россию и даже говорил о «замораживании отношений». Но уже через несколько месяцев, после того, как  Шредер стал бундесканцлером, изменился не только тон его высказываний, но он начал формировать наиболее активную политику по отношению к России среди других глав государств Большой семерки.  

В отличие от Министра иностранных дел Йошки Фишера, чьи усилия были  направлены, прежде всего, на решение конфликта на Ближнем Востоке и который редко отправлялся в Москву с визитами, именно федеральный канцлер продвигал немецкую политику в России.  

Ни с одним главой европейских государств Путин не встречался так часто, как со Шредером. Их обоих связывают тесные персональные, можно сказать, дружеские отношения. Путин был единственным иностранным гостем  на праздновании 60-тилетнего юбилея Шредера, а бундесканцлер – первым высокопоставленным иностранным визитером, который посетил Путина после его победы на президентских выборах весной 2004-го.  

Такие отношения между главами государств способствовали немецкому бизнесу в России, а также привели к многочисленным германо-российским договоренностям в области политики. И Путин, и Шредер были едины во мнении, что за прошедшие сто лет двусторонние отношения между странами еще никогда не достигали такого высокого уровня, как при их правлении.  

Например, Москва разрешила бундесверу передвижение немецких контингентов и вооружения через российскую территорию в направлении Афганистана. Это соглашение неукоснительно выполняется российской стороной, что в Берлине рассматривают как беспрецедентное доказательство высокого уровня доверия. В конце 2003 года была создана немецко-российская рабочая группа, в рамках которой обсуждались вопросы безопасности. Вообще можно говорить, что немецкая политика при Шредере приобрела ощутимо более самостоятельный характер в вопросах международной безопасности.  

Следует отметить, что с наступлением кризиса в Ираке осенью 2002-го к немецко-российскому сотрудничеству добавился еще один вопрос. По этому поводу в одном из интервью Шредер заявил следующее: «Германия, как и Россия, преследуют цели мирового порядка, построенного на сотрудничестве».  

Берлин и Москва тесно сотрудничали в течение последних лет. Главной целью этого сотрудничества была задача ограничить США в свободном,  по словам канцлера, «пространстве для приключений». В некоторых важных вопросах Германия не только отстранялась от позиции Вашингтона, но и активно содействовала тому, чтобы США получили тяжелое дипломатическое поражение, например, в Совете безопасности ООН. Председатель Христианско-демократического союза (ХДС) Ангела Меркель напротив, в период пика Иракского кризиса поспешила в Вашингтон, чтобы там публично критиковать бундесканцлера.

С того момента волнения в Германии, а также в трансатлантическом лагере поутихли. Хотя сложно утверждать, что если бы ХДС выиграл выборы в Бундестаг в 2002 году, немецкие войска были бы посланы в Ирак, как это не раз утверждал министр иностранных дел Фишер во время своей выборной компании осенью 2005-го. Но факт остается фактом: ХДС/ХСС демонстрируют значительно большую готовность идти навстречу американцам, нежели правительство социал-демократов. Эта разница в позиции имеет большое значение для России. 

 

Ближайшие перспективы при Ангеле Меркель 

. 

В своей предвыборной программе ХДС критиковала «лишенную принципов» политику Шредера в отношении России. Фридберт Пфлюгер, который является одним из специалистов этой партии по внешней политике, охотно использует предоставляющиеся возможности для „Russiabashing“(„удары по России“). Тем не менее, такая высокомерная позиция ХДС может являться лишь средством для повышения их собственного статуса.

Так, Вольфганга Шойбле, который является одним из главных авторитетов ХДС, во время своего визита в Москву в сентябре 2005 года уверял российских партнеров в том, что и после возможной смены правительства российско-немецкие отношения будут характеризоваться «высокой степенью преемственности».

Все политические силы Германии желают стабильных и процветающих экономических отношений с Россией. В Германии преобладает мнение, что Россия должна вовлекаться в сотрудничество, а не вытесняться.    

Отношения будут оставаться тесными, но утратят свою специфику дружеской интимности. Новое федеральное правительство заметнее углубится в фарватер США. Этому свидетельствует то, какое значение Ангела Меркель уделила визитам в США и в Россию. В то время как Меркель пребывала в США целых три дня, в Россию она "заглянула" всего на несколько часов.  

При этом в Германии как правые, так и левые политики едины во мнении, что Вашингтон должен подчиниться международному праву, которое он отвергает. Члены союзнических партий (ХДС/ХСС) полагают, что Германии необходимо интенсивнее сотрудничать с США, чтобы иметь возможность более эффективно оказывать умеренное влияние на государство «номер один» в мире.  

В связи с этим, в ближайшие год–два сотрудничество между Германией и Россией по вопросам мирового значения будет активно развиваться только в том случае, если это не будет противоречить стратегическим интересам США.  

Если же этот план союза ХДС/ХСС потерпит неудачу (а в данное время он не особо популярен в Германии), то ситуация может измениться. Вероятно, что в коалиции СПД и ХДС/ХСС могут возникнуть разногласии по поводу того,  насколько активно нужно поддерживать США. Подобный спор будет, скорее всего, затеян СПД, так как они знают, что со своей антиамериканской позицией можно набрать немало очков на внутриполитической арене.   

Кроме того, консервативные партии (ХДС/ХСС) заявили, что «невозможно строить хорошие двусторонние отношения между Россией и Германией поверх голов европейских партнеров». Под партнерами подразумевается, главным образом, Польша. Конечно, трудно представить, что Польша получит право накладывать вето на германо-российские  отношения, но влияние Варшавы в течение некоторого периода будет расти, что не окажет позитивного влияния на отношения между Москвой и Берлином.

Меркель поддержала проект трубопровода по дну Балтийского моря, который упорно отвергается Польшей. Со стороны нового немецкого руководства символически прозвучало, что для того, чтобы пойти навстречу Польше, надо будет искать другие пути. И здесь имеются в виду предложения способствовать немецко-польской кооперации в политике по отношению к Украине. У России такая политика Берлина явно не вызовет энтузиазма.   

.

 Предпосылки для развития германо-российских взаимоотношений хороши, но все же они немного хуже, чем в прошлые годы. Однако Германия четко обозначала свою главную позицию: она не желает отделять Россию от Европы и не будет поддерживать антироссийскую политику.

Практически все политические силы в Германии хотят, чтобы Россия чувствовала себя уютно в Европе. Это объясняется тремя главными факторами. Во-первых, географией: Германия значительно более заинтересована в стабильности России, нежели в стабильности Франции или Великобритании. Во-вторых, стоит учитывать традиционно тесные отношения между российскими и немецкими народами. Третье – Германия, находясь между Западной и Восточной Европой, рассматривает себя как посредника  для обеих сторон.  

.

Кристиан Випперфюрт