Кому выгоден крымский кризис

19 января 13:00

На защиту неотъемлемой составляющей гидрографической службы ЧФ уже посланы подразделения морских пехотинцев.  

Украинское министерство обороны надевает маску спокойствия и делает вид, что ничего экстраординарного не происходит. Министр обороны Украины Гриценко 17 января невозмутимо заявил: «Давайте не будем пугать граждан по обеим сторонам границы. Если в Крыму начнут, как вы говорите, стрелять военные, это станет приговором и Украине, и России, и Европе в целом. Я категорически отвергаю и исключаю такой вариант развития событий по команде из Киева или из Москвы».  

Похоже, бывший руководитель социологического Центра Разумкова, несмотря на свое новое положение военного министра, позабыл один нюанс, известный каждому новобранцу: спусковой крючок автомата в руке караульного – не красная кнопка в таинственном ядерном чемоданчике, которую может нажать лишь глава государства. Солдат на посту руководствуется Уставом гарнизонной и караульной службы, в котором не предусмотрены тонкости высокой политики. Зато предусматривается обязанность остановить нарушителя любыми средствами, вплоть до стрельбы на поражение.  

 Об этом вынужден был напомнить своему украинскому визави министр обороны России Сергей Иванов. Выступая в Обнинске, он отметил, что «им даны все полномочия, которые предусмотрены караульным уставом гарнизона».  

 

Нелегкая судьба Крыма 

 

Вообще, надо заметить, что Крымскому полуострову после распада СССР категорически не везло. Он то и дело становился потенциальной горячей точкой. Конечно, перипетии первой половины 90-х, когда после победы на  местных выборах в Крыму  президентом стал Юрий Мешков, уже немного подзабыты. А ведь тогда чуть не дошло до вооруженных столкновений между МВД Крыма, подчинявшемся правительству автономии, и спецслужбами, руководимыми Киевом. Тогда же отмечались и провокации против Черноморского флота России.  

Но противостояние на косе Тузла полтора года назад еще в памяти.  Напомним, что тогда с российского берега в сторону спорного участка намытого песка Россия начала строить дамбу. Правда, она  так и не соединилась с косой, но шума наделала немало. Еще тогда было понятно, что это делать российской стороне было совсем не нужно. Достаточно вспомнить историю, чтобы понять, что самые нелепые и ожесточенные конфликты происходили именно за спорные территории, которые подчас составляли всего лишь несколько квадратных километров. Тогда действия российских властей дали повод подняться мощной антироссийской волне, которая зацепила даже традиционно дружески настроенные к Москве регионы Украины. Полностью смягчить последствия этого не вполне продуманного шага не смогли даже широкие шаги навстречу украинцам, сделанные Путиным в середине-конце 2004 года. Тогда, к примеру, было принято решение о том, что украинцам разрешалось жить в Москве без регистрации 90 дней. Такой привилегией не обладали даже приезжавшие в столицу россияне.  

 18 января 2006 года лидер украинской оппозиционной партии «Регионы Украины»  Виктор Янукович, вспоминая кризис с Тузлой, отметил, что, будучи премьер-министром, «мы рассматривали (возникающие проблемы — авт. прим.) постоянно, ежедневно звонили по телефону друг другу (имею в виду премьеров, министров), потом садились за стол переговоров. И договаривались. При этом мы никогда и мысли не имели, чтобы кому-то что-то дарить или уступать. Мы, прежде всего, защищали национальные интересы и делали это профессионально и ответственно, четко сознавая последствия нашей работы».  

Нынешнюю же ситуацию Янукович оценил более жестко: «Вместо того, чтобы решать проблемы за столом переговоров, «помаранчевая» команда любой ценой создает новые кризисные ситуации – от газовых проблем до недоразумений с маяками». 

 

Горе побежденным 

 

Пожалуй, в приведенной оценке лидера украинской оппозиции уже во многом содержится ответ на вопрос об истинной сути нового крымского конфликта.  

           Конечно, трудно однозначно сказать, действительно ли хотел «помаранчевый» Киев проблем с газом. Скорее всего, что не хотел, но тяга к авантюрам как во внутренней, так и во внешней политике пересилила рациональные соображения о неизбежном изменении формата прежних энергетических взаимоотношений. Когда же газовая расплата по рыночным счетам стала неотвратимой, команда Ющенко от безысходности решила попытаться переложить вину на Россию. Заодно повысить и свой сильно пострадавший авторитет перед парламентскими выборами, выступив в качестве вождя нации перед лицом общего «врага». 

Правда, оказалось, что решимости у Виктора Андреевича хватило лишь на браваду. Стоило Газпрому прикрутить краник — Киев тут же выбросил белый флаг,  согласившись практически на все условия российской стороны.  

 Понятно, что другого выхода у «закусивших удила» «западников» просто не было. Но тут в игру включилась не менее «оранжевая», нежели Ющенко, экс-премьер Юлия Тимошенко. В борьбе за националистический электорат она стала не без успеха использовать карту «газового соглашения как национального предательства власти». Дескать, надо было идти в Стокгольмский арбитраж и требовать у Москвы «гуманитарной помощи» – продажи газа до 2009 года по цене 50 долларов за тысячу кубов.  

Риторика Тимошенко, несомненно, возымела определенный успех. Во всяком случае, большая часть проправительственных депутатов Верховной Рады даже не рискнула голосовать против отставки правительства, решив просто воздержаться. Они, конечно, понимали, что объяснять на предстоящих выборах, почему украинцам надо будет платить за газ в 2006 году как минимум в два раза больше, чем в 2005-м, им будет чрезвычайно сложно.  

 

Маленькая победоносная война 

 

Вот тут после проигранной «большой газовой баталии» команда Ющенко и решила хоть немного помешать Тимошенко в ее стремлении «приватизировать» традиционно проющенковских ультрапатриотических избирателей. Вновь «наехать» на Газпром – себе дороже. Тем более что Виктор Андреевич на весь мир раструбил о том, что после встречи в Астане они с Путиным «братья навек». Намного удобнее подстраивать «брату» мелкие пакости.  

Вот тут как раз и пригодилась разменная «крымская карта», до поры до времени «законсервированная» национал-патриотами. «Попросить» флот России из Севастополя нет ни оснований (договор подписан до 2017 года), ни смелости. Да и сами крымчане будут от такой инициативы не в восторге. Вдруг они, в свою очередь, «попросят» спешно рекрутированных Киевом из Галичины назначенцев убраться восвояси? К тому же, если Ющенко объявил референдум по политреформе, то почему не добавить в него и другие вопросы: о том же флоте или о присоединении Крыма к России?  

А вот осложнить нормальную жизнедеятельность флота – это можно.  Главное – наличие пропагандистских козырей. К тому же, можно совсем по-новому взглянуть на российско-украинский газовый кризис.    

Так, 18 января вблизи маяков начали разбрасывать листовки, повествующие о том, что «принято решение о введении на территорию Малороссии-Украины ограниченного контингента российских войск и спецподразделений с целью установления контроля над жизненно важными для России газовыми трубопроводами». Данная инициатива «оранжевых» провокаторов  в тот же день была осуждена официальными лицами ЧФ. Помощник главкома ВМФ РФ капитан первого ранга Игорь Дыгало заявил, что «распространение листовок с таким содержанием является провокацией, направленной на обострение напряженности в регионе. Информация, напечатанная на обеих сторонах листовок, — чистая ложь и вымысел, ставящая перед собой цель разжечь рознь между двумя государствами в районе базирования Черноморского флота».    

Конечно, «в войне все средства хороши». И «маленькая победоносная война» — не эксклюзивно украинское изобретение. Но оправдаются ли надежды украинской власти на рост их рейтинга перед весенними парламентскими выборами?    

Как видится, в этой ситуации очень многое будет зависеть от позиции самой России. Если Россия пойдет на поводу явно провокационных действий украинских националистов, а к решению Крымского вопроса подключатся политические провокаторы, вроде Рогозина или политтехнологи, вроде Павловского, то шансы набрать политические очки у Ющенко довольно велики. Если позиция России будет консолидированной, жесткой, но одновременно корректной, то вряд ли крымская авантюра Ющенко даст ему дополнительные голоса на предстоящих выборах.  

 

Юрий Семаков