Ющенко закладывает ядерную бомбу под Украину

17 января 03:47

О возможности референдума об отмене политической реформы в Украине детально выказался спикер Верховной Рады Владимир Литвин на украинском канале ICTV в прошедшее воскресенье.  

Оказывается, одного "волевого решения" главы государства для этого явно недостаточно. Ведь согласно украинскому законодательству, для  начала всенародного голосования необходимо собрать 3 миллиона подписей как минимум в двух третях областей Украины. Причем – не менее 100 тысяч в каждой. Допустим, с применением остатков админресурса это сделать удастся. Но, по мнению Литвина, Закон о референдуме не предусматривает вынесение на него вопросов, которые желает разрешить Ющенко. То есть, для начала надо провести референдум для того, чтобы изменить объем вопросов, которые могут решаться на референдуме, а уж только  потом  решать вопрос о самой политреформе.  

Кроме того, для утверждения темы плебисцита Центризбиркомом, необходимо предварительное решение Конституционного суда – о соответствии поставленных вопросов Основному Закону Украины. А вышеуказанного суда-то, как раз, пока и нет. Причем, как стало ясно 12 января по вине отнюдь не только тех, кого пропрезидентские силы привычно обвиняют в срыве голосования по кандидатурам новых судей. Оказывается, в последней подобной процедуре участвовали всего половина пропрезидентской фракции НСНУ, меньше половины ее союзников-социалистов. А "Промышленники и предприниматели", чей лидер Анатолий Кинах занимает пост секретаря Совета Безопасности, вообще не взяли бюллетени для тайного голосования. В этой связи обвинения Ющенко о том, что  оппозиция не желает избирать новых судей выглядят совсем неуместно.   

Но самое главное – для того, чтобы довольно маловероятное решение избирателей "дать задний ход политреформе" обрело силу закона, необходима еще и "имплементация", соответствующее решение Верховной Рады. А такового не предвидится даже в принципе – как в ее нынешнем, так и в вероятном в будущем составе.   

 

Судьба Украины 

 

Сохранится ли страна после референдума?  На этот счет появляется все больше пессимистических оценок. Одну из них озвучил Владимир Литвин в упомянутом выше интервью. Более точно сформулировал практически те же тезисы политолог Андрей Ермолаев на следующий день, в понедельник 16 января.  

"Это решение выглядит очень сырым, потому что не просчитаны риски. Я не исключаю, что сам президент даже до конца не осознал, не просчитал, чем может оно обернуться. Возможно, что ряд критиков воспользуется инициативой президента и напичкают референдум своими предложениями. Например, федерализация, русский вопрос, НАТО. Я вообще считаю идею референдума ядерной бомбой для Украины", — отметил Ермолаев. Истинные намерения Ющенко не являются для политолога (впрочем, не только для него) загадкой. "Президент желал бы любыми путями сохранить за собой авторитарную президентскую модель правления, которая была заложена в Конституции 1996 года, до новой редакции", — резюмировал Ермолаев. 

 

Украинцы равнодушны к референдуму   

 

Кстати, косвенно "подложил свинью" под президентскую инициативу  и обычно лояльный к главе государства социологический "Центр Разумкова". Чей бывший шеф, Анатолий  Гриценко, ныне является министром обороны Украины.  Так вот, по данным этого Центра, 72% граждан Украины попросту не помнят о предыдущем референдуме по Конституции, проведенном еще при Кучме;  лишь немногим больше 20% помнят о самих вопросах; но лишь около 9% помнит о том, как конкретно проголосовали сами! То есть, большинство украинцев, попросту  говоря, равнодушны к итогам «прямой демократии». Следовательно, апеллирование президента к "попранному праву народа на решение судьбы страны", является традиционной ющенковской  демагогией, в которой сам президент так любит обвинять оппозицию. 

 

А нам — все равно 

 

Несмотря на приведенные выше соображения, сторонники  сохранения "гетманских" полномочий Ющенко  тверды в своей решимости. Правда, ныне их риторику можно охарактеризовать, как  стиль психической атаки.  

Руководитель избирательной кампании пропрезидентского блока НСНУ Роман Бессмертный, недавно обозвавший депутатов "говнюками" и пожалевший, что президент вовремя их не разогнал" — призвал к "созданию в новом парламенте оранжевой коалиции". С многозначительно-грозным упоминанием: "Если не  будет создана оранжевая коалиция – парламент будет распущен". Конечно же, такие "мелочи", как Конституция, по которой всем партиям даются равные права для создания любых коалиций, как обычно, во внимание не берутся.  

Впрочем, на этот раз Бессмертный оказался даже либеральнее другого своего коллеги – руководителя Политисполкома НСНУ, близкого друга Ющенко Николая Катеринчука. Тот, видимо, предчувствуя неминуемый сокрушительный разгром своей партии на мартовский выборах в парламент, призвал этого не допустить привычными для оранжевых революционеров методами. "Сейчас много стоит на карте, и на самом деле, реванш – это не пустые слова. Следует готовиться ко второму Майдану, чтобы не допустить этого", — заявил Катеринчук.  

Правда, неизвестно, достигают ли достойные соратники президента таким запугиванием усиления своей позиции. Ведь издавна известно, что "угроза – оружие слабых".  А постоянные обещания "второго Майдана" заставляют вспомнить еще один мудрый афоризм. "История повторяется дважды: первый раз — как трагедия; второй раз – как фарс". 

 

Юрий Семаков