Путин — Меркель: испытание доверием
Сегодня для встречи с российским президентом прибывает новый канцлер Германии Ангела Меркель. Этот визит она нанесет сразу после своей поездки в США.
Ностальгия по Герхарду
Мужская дружба между лидерами России и Германии прошла. Канцлером в Германии в конце прошлого года стала фрау Меркель. В ходе предвыборной борьбы Шредер был подвергнут массированной атаке со стороны своих оппонентов за свою тесную дружбу с Путиным, отсутствие критики России в отношении недостаточно демократических изменений и за то, что еще со времени иракского кризиса были осложнены отношения Германии с США.
После своего избрания Меркель заявила, что отношения России и Германии носят не дружеский, а партнерский характер и на прошлой неделе отправилась налаживать контакты с Джорджем Бушем.
Говорить о смене немецкого курса в отношении России пока преждевременно. Слишком много стратегических интересов объединяет Россию и Германию, и слишком много было сделано за последнее время Владимиром и Герхардом, чтобы изменить заложенный вектор на максимальное сближение двух стран.
Справедливости ради надо сказать, что в Германии к Путину, как сотруднику КГБ, который служил в Восточной Германии, также было большое предубеждение. И, возможно, только его выступление в Бундестаге в 2001 г. на немецком языке растопило лед недоверия. Затем последовали один за другим визиты Путина в Германию и Шредера в Россию, а также учрежден ежегодный двусторонний российско-германский форум – «Петербургский диалог». Личная дружба семьями, приезд Шредера в Москву на празднование русского рождества в
Шредер, как и Путин, видел в стратегическом альянсе России, Германии и Франции возможность консолидации европейского континента на основе большой европейской идеи – создания мощного и единого полюса силы, который мог бы реализовывать независимую единую европейскую политику и противостоять США в намерении расколоть Европу.
Доверие uber alles!
Поэтому от Меркель будет зависеть многое. От нее будет зависеть не только сохранение или изменение баланса сил на европейском континенте, но и судьба стратегического треугольника Берлин-Париж-Москва. От Меркель будет также зависеть, произойдет ли изменение позиции Германии в отношении мирного урегулирования в Чечне, а также то, получат ли более мелкие восточноевропейские государства такие, как Польша и страны Балтии, проводящие сегодня откровенно антироссийскую политику, немецкую поддержку.
Очень важным будет момент личного восприятия лидерами друг друга. Несмотря на то, что Путин уже встречался в прошлом году с Меркель, первая встреча с ней в роле канцлера будет иметь определяющее значение. Несомненно, что свое «немецкое» обаяние должен будет продемонстрировать и сам Путин. Понимая важность позиции Германии, он подготовит для Меркель пару заманчивых предложений, от которых ей будет сложно отказаться. К тому же сближению позиций будет способствовать откровенный разговор на родном языке канцлера без переводчиков. Впрочем, Меркель может перейти и на русский язык, который она неплохо знает.
В свою очередь, госпоже Меркель предстоит понять, что для Путина, как выходца из корпоративной структуры, важнейшим принципом в отношениях является доверие. Если Меркель поймет, что мощнейшим стимулом для развития торгово-экономических отношений между двумя странами служит доверие между лидерами, то она, как и Шредер, получит карт-бланш на построение максимально выгодных контактов. Тогда можно будет надеяться, что сегодняшний беспрецедентно высокий уровень отношений между Россией и Германией будет сохранен.
Морозов Сергей, автор книги «Дипломатия Путина: внешняя политика России 1999-2004 гг.»