Украина — друг, но экономика дороже
Одной из самых больших пропагандистских удач украинской власти можно считать громкую отставку Андрея Илларионова, советника по экономическим вопросам российского президента. В своем интервью на украинском канале ICTV накануне Нового Года он заявил следующее: «Непосредственной причиной моей отставки с поста советника президента стала ситуация в украино-российских отношениях, в том числе в газовой сфере… Тот способ, которым ведутся так называемые переговоры, к сожалению, говорит о том, что, скорее всего, целью, по крайней мере, со стороны России, не является достижение той цены, о которой так много говорится». Настоящим же «бальзамом на душу» Ющенко стал тезис Илларионова о том, что «не существует рыночной цены на газ, потому что не существует газового рынка… в этом случае должна быть устранена ценовая дискриминация».
Как известно, украинский президент постоянно подчеркивает, что он «за рыночные – но экономически обоснованные цены». Для этого он выдвинул тезис о привлечении «международных экспертов». 3 января такой призыв к странам ЕС прозвучал уже в совместно с президентом Молдавии, который также недоволен газпромовской ценой на газ в 160 долларов за тысячу кубов.
Другой большой друг Ющенко, советник украинского президента по экономическим вопросам Борис Немцов, также высказался в поддержку Украины. Правда сделал он это довольно оригинальным способом. В эфире украинского 5-го Канала 3 января он отметил, что Украине «необходим переход на мировые цены на газ». Без этого, по его мнению, «страна не сможет достигнуть независимости». Но надо сделать это так, «чтобы украинские граждане не почувствовали никаких неприятных последствий». Одним словом – и невинность соблюсти, и капитал приобрести. К сожалению, конкретных путей к такому соломонову решению представитель российских правых не обозначил.
Рынок или политика?
Последние дни старого года и первые дни нового были отмечены рядом заявлений по газовой тематике из-за океана. Одним из первых высказался ведущий специалист по Украине в США сотрудник Фонда Карнеги Андерс Ослунд. Данный эксперт обладает прочной репутацией либерала-рыночника и противника "имперских устремлений России". Его статья «Новая Крымская война», в конце года опубликованная в газете американских деловых кругов «The Wall Street Journal», блестяще развивает оба указанных направления деятельности политика и экономиста.
Ослунд размышляет о том, «как Запад станет вести дела со становящимся все более жестким Кремлем, который сегодня проверяет, как далеко он может зайти в использовании своего недавно открытого энергетического богатства в политических целях». Но когда речь заходит об экономической стороне вопроса, эксперт становится осторожней. «Соединенные Штаты Америки и Европа вполне правильно не вмешиваются в этот спор. Но им следовало бы настоятельно заявить, что этот спор должен быть разрешен в соответствии с двумя принципами: строгое выполнение заключенных соглашений и переход к рыночным ценам без политизации этого вопроса. США и ЕС следует также помочь укрепить украинскую экономику и суверенитет в долгосрочной перспективе путем более тесной экономической интеграции и поддержки программ, имеющих целью повышение энергетической эффективности».
Если оставить в стороне «строгое выполнение заключенных соглашений» (в трактовке которых точку мог бы поставить лишь Стокгольмский суд и то через пару лет заседаний), то остается один рецепт – переход к рыночным ценам.
Но как быть с этими ценами, если, по словам экс-советника российского президента Илларионова, их вроде бы не существует?
И тут, похоже, начинает вырисовываться «страшная тайна», крайне невыгодная для Ющенко. Косвенно о ней проговорился уже сам Илларионов, — «цена является всегда предметом соглашения и согласования двух монополистов: одного монополиста поставщика газа, другого монополиста, обеспечивающего соответствующие поставки».
Хотя «голубое топливо» вряд ли можно назвать эксклюзивным достоянием России. Для той же Европы есть вполне доступный альтернативный поставщик – Норвегия. Именно у нее после начавшихся перебоев в газоснабжении планирует покупать больше газа Польша. И Польша может себе это позволить, так как уже давно покупает газ в России по рыночной цене. При этом Варшава не рассчитывает на «братские» цены от «братской Норвегии». А вот Украина польским примером воспользоваться не может – поскольку хочет продолжать получать «монопольно дешевый» сибирский газ.
Не менее объективной экономической реальностью является и наличие международной газовой биржи. Цены на которой (достигшие 2 января 422 долларов за тысячу кубов) как раз и формируются абсолютно рыночным способом – в соотношении спроса и предложения по товару.
На самом деле, нерыночный способ в определении цены на газ предлагается как раз «рыночником» и «западником» Ющенко. «С привлечением международных экспертов – но не выше 80 долларов за тысячу кубов». Фактически это возрождение практики социалистического Государственного комитета по ценам времен СССР в межгосударственном формате. Объяви такую «рыночную» формулу на той же газовой бирже, участники торгов были бы чрезвычайно удивлены.
И здесь в трудную ситуацию попадает сам Андерс Ослунд, который весь последний год нещадно критиковал правительство Юлии Тимошенко за квази-социалистический подход в решении многих экономических вопросов. Например, за решение весной административными методами ограначить возросшие цены на бензин – прямую аналогию того, что сейчас предлагает Ющенко на межгосударственном уровне.
Что выберет Запад?
Как кажется, именно поэтому тезисы и Ослунда, и многих других западных авторов столь сдержанны в плане практических рекомендаций западным правительствам. «Помощь в энергосбережении» — пожалуй, все что реально предлагается. Потому что помаранчевый Киев хоть и стремится быть политическим союзником Запада, но своей позицией в газовой войне подрывает сами экономические основы западной цивилизации – принципы свободного рынка. А это для деловой элиты куда важнее.
Ведь, если сегодня Украина требует «экономически обоснованной цены на газ», и ее требования будут удовлетворены, то завтра, к примеру, страны «третьего мира» могут потребовать такой же «экономически обоснованной цены» на программы «Майкрософт» или американскую электронику. Собственно, пиратские компакт-диски с которыми неустанно борется Запад, – это фактически и есть установление упомянутой цены «явочным порядком».
Поэтому России вряд ли стоит ожидать слишком жесткой реакции со стороны США и тем более Западной Европы. Одним из подтверждением тому может служить интервью спикера Еврокомиссии по энергетическим вопросам Йонаса Лайтенбергера «Польскому агентству прессы». «На сегодняшний день Еврокомиссия считает, что кризис имеет двусторонний характер, и подчеркивает, что этот кризис имеет отношение к странам, которые не являются членами ЕС. Это конфликт между поставщиком газа, то есть Россией, и Украиной, которая является потребителем, а также транзитной страной».
Юрий Семаков