Газовый развод

30 декабря 17:44

     Газовые отношения стали важной составляющей российской внешней политики в странах СНГ. Практически все бывшие советские республики в той или иной степени зависят от поставок Россией газа или транзита его через российскую территорию. При этом такие страны, как Украина, Грузия и Молдавия занимаются построением геополитических противовесов России с помощью ГУАМ, СДВ (Сообщество демократического выбора) и четко обозначили свое стремление в  вступить в НАТО. 

     Если до 2005 года Москва сохраняла льготные цены для этих стран, рассчитывая политически привязать к себе бывших сателлитов, то бархатные и особенно помаранчевые революции, показали Кремлю, что расчет не оправдался. Сигналы о том, что российская позиция в этих странах была крайне недальновидной, звучали и раньше. Достаточно вспомнить, что Кучма всегда водил Россию за нос. За два президентских срока он ввел войска в Ирак, включил в концепцию национальной безопасности тезис о вхождении в НАТО (правда потом его вычеркнул) и в итоге вольно или не вольно привел к власти американского протеже и своего бывшего премьера Ющенко. 

    Во времена Шеварднадзе, пожалуй, только Грузия из всех стран СНГ проводила откровенную недружественную России политику. За льготные газпромовские цены Грузия оказывала поддержку чеченским боевикам в Панкисском ущелье, строила альтернативные России нефтепроводы и пригласила американские базы на свою территорию. В Молдавии бросовые цены на газ не помешали коммунисту Воронину перейти от страстной любви к России к обвинению ее во всех смертных грехах, провалить российский план Козака и начать ударными темпами искоренять русский язык в молдавских школах.  

Как показали последние события, газовый вентиль в руках Кремля лишь создавал иллюзию привязки этих стран к России. На самом деле в то время, как Россия протягивала руку с дешевым газом, взгляды бывших сателлитов были устремлены на Запад, который манил своими европейскими стандартами уровня жизни и светлым капиталистическим будущим. При этом они не забывали покусывать эту руку и поплевывать в сторону России.   

Рассчитывая на зависимость этих стран от российского газа, Кремль находился в сомнамбулическом сне. В результате почти за пятнадцать лет после распада Союза Москва так и не выработала внятной внешнеполитической стратегии в этих странах.   

За эти годы Запад, не теряя времени, перекупил большую часть политической элиты этих стран, развернул мощные сети неправительственных организаций и  религиозных сект и мифологизировал возможность приобщения этих стран в течение каких-то нескольких лет к западной цивилизации.  Все это было сделано за мизерные (по сравнению с возможными прибылями России от продажи газа по рыночным ценам) деньги.   

Результат не замедлил себя ждать. Высшее руководство Грузии, Украины и Молдавии заняло четкую антироссийской ориентации. На сегодня в Грузии нет более или менее влиятельных сил, которые смогли бы стать проводниками российских интересов. В Молдавии практически весь политический спектр настроен прозападно. С надеждами на то, что геополитический маятник качнется в сторону Востока на Украине было покончено после оранжевых событий 2004 года. Украина четко обозначила свой евроатлантический вектор.  

Поэтому реакция России совсем неудивительна. Повышение цен на газ — это не только дополнительные доходы крупнейшей российской государственной компании — Газпрома, это еще и шанс для России сформировать новую прагматичную внешнюю политику в странах СНГ. Избавившись от примитивных нерыночных, а значит неэффективных методов во внешней политике, Россия должна будет искать более соответствующие ее национальным интересам рычаги воздействия.   

За вырученные по мировой цене за газ деньги Россия сможет развернуть сеть грантовых неправительствнных организаций, а также начать формировать новую элиту из молодых специалистов-международников.  

 

Морозов Сергей