Владимир Евсеев

29 июня 16:37

Недавно вице-премьер, министр обороны РФ Сергей Иванов заявил, что в России разрабатываются перспективные комплексы стратегического оружия, способные преодолевать любые системы противоракетной обороны. Иванов сказал, что ведется разработка перспективных комплексов высокоточного стратегического оружия, боевых маневренных блоков, способных, благодаря своей непредсказуемой траектории, преодолевать любые системы противоракетной обороны. О том, что это за перспективные комплексы стратегического оружия, в интервью ИА «Национальные интересы» рассказывает независимый военный эксперт, подполковник запаса Владимир Евсеев.

 

 Владимир Валерьевич, что имел в виду Сергей Иванов, когда говорил о том, что в России ведется разработка высокоточного стратегического оружия, способного преодолевать любые системы ПРО?

 

— В настоящее время в России разрабатываются два новых ракетных комплекса (РК): «Тополь-М» наземного базирования (шахтный и подвижный варианты) и «Булава-30» морского базирования. РК «Тополь-М» уже поставлен на вооружение, РК «Булава-30» планируется поставить на вооружение в 2008 году. Оба ракетных комплекса могут иметь различные виды боевого оснащения. Сейчас РК «Тополь-М» оснащен моноблочной головной частью, после 2007 года возможно его оснащение разделяющимися головными частями индивидуального наведения (РГЧ ИН).

РК «Булава-30» будет оснащаться РГЧ ИН. Оба РК имеют комплексы преодоления системы противоракетной обороны (ПРО).  Возможен вариант боевого оснащения РК ББ (головная часть), который может лететь по аэробаллистической траектории, то есть планировать в течение долгого времени в плотных слоях атмосферы. Этот тип ББ в отличие от крылатой ракеты имеет существенно большие скорости полета, но более высокие высоты движения. В то же время, он способен совершать в атмосфере маневры, что крайне затруднит его уничтожение перспективными средствами ПРО.        

 

— А зачем ловить неуловимую боеголовку, когда можно сбивать ракеты при выходе из шахты или на первом этапе разгона?

 

— Уничтожение стартующих ракет на активном участке траектории или боевого блока в плотных слоях атмосферы осложняется крайне ограниченным временем для действия систем ПРО, а также технической возможностью маневра ракеты. Кроме этого, даже для бюджета США финансовые затраты на разворачивание и поддержание полномасштабного космического эшелона ПРО являются неподъемными, средства же наведения и разведки возможного противника обладают высокой степенью уязвимости от целенаправленного использования геофизических факторов. Позиционные районы наземных отечественных РК размещены в глубине территории РФ, поэтому использование против них воздушного эшелона ПРО без пролета над российской территорией просто невозможно. Осуществить последнее крайне проблематично без уничтожения достаточно сильной системы ПВО России, а сами воздушные носители ударных элементов ПРО имеют высокую степень уязвимости от средств поражения.       

 

— А размещение ПРО НАТО в Польше позволит это сделать?

 

— Размещение отдельных элементов ПРО НАТО планируется в Польше, Чехии и некоторых других европейских странах. Причем в настоящее время ударные элементы ПРО (противоракеты) хотят разместить только в Польше. В Чехии могут быть созданы станции наблюдения, разведки и выдачи целеуказаний для ударных элементов ПРО. Размещение противоракет в Польше позволит уничтожать только ББ на внеатмосферном участке траектории и в плотных слоях атмосферы. При наличии комплексов по преодолению ПРО это будет сделать крайне проблематично. На активном участке траектории российские ракеты они уничтожить не смогут ввиду значительной удаленности от позиционных районов РК.

 

  Мы говорим о возрождении ядерной триады, но почему-то забываем о переоснащении армии обычным вооружением — танками, артиллерией, вертолетами, самолетами-истребителями, штурмовиками, бомбардировщиками. А ведь концепция войны в локальных конфликтах не предусматривает ядерного удара по мятежной территории…

 

— Военный бюджет РФ достаточно ограничен, поэтому приходится выбирать приоритеты. Действующая военная доктрина РФ позволяет ограниченно использовать ядерное оружие для деэскалации конфликта и его окончания на выгодных для Москвы условиях. Конечно, это снижает порог применения ядерного оружия.  

 

— Был разработан комплекс морского базирования «Синева», который по многим данным превосходит «Булаву». Что с ним? Почему он не поставлен на вооружение? Почему приоритет был отдан «Булаве»?

 

— У Вас не совсем верные данные. РК РСМ-54 «Синева» является только модернизацией существующего ракетного комплекса, поэтому его нельзя сопоставлять с РК «Булава-30». РК РСМ-54 «Синева» будет востребован как минимум до 2015 года, то есть пока в боевом составе военно-морского флота будут находиться атомные подводные лодки стратегического назначения (АПЛ СН) проекта 667 БДРМ «Дельфин», но ставить этот РК на новые АПЛ СН класса «Борей» (проект 955) и класса «Тайфун» (проект 941) не планируется ввиду их морального старения. Для них предполагается использовать РК «Булава-30», головным разработчиком которого является Московский институт теплотехники (МИТ), а генеральным конструктором и одновременно директором МИТ — Юрий Соломонов. Приоритет РК «Булава-30» был отдан не по сравнению с РК РСМ-54 «Синева», а по сравнению с новым РК «Барк», который разрабатывался в Государственном ракетном центре им. В.П. Макеева. Причина этого состояла не столько в лоббистских способностях Юрия Соломонова, в чем, конечно, никто не сомневается, сколько в серии неудачных испытаний РК «Барк».     

 

— Возможно ли вновь оснастить наши боевые блоки наземных и морских комплексов не монобоеголовками, а боеголовками с разделяющейся частью? Это же более быстрый и дешевый способ достичь некого паритета с США?

 

— Все существующие и перспективные отечественные РК морского базирования оснащаются только разделяющейся головной частью индивидуального наведения (РГЧ ИН), вопрос об оснащении их моноблочными головными частями никогда не ставился. В то же время, количество развернутых на них ББ обоюдно сокращено в соответствии с достигнутыми российско-американскими договоренностями. В отношении же оснащения современных РК наземного базирования РГЧ ИН ситуация следующая. В соответствии с положениями Договора о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений обе стороны обязались не развертывать новых РК наземного базирования с РГЧ ИН. Однако в федеральном законе о ратификации Договора СНВ-2 Москва оговорила свое право выйти из этого договора, если американская сторона выйдет из Договора об ограничении систем ПРО от 1972 года. С формальной точки зрения Россия уже сейчас может начать развертывание РК «Тополь-М» с РГЧ ИН, но, по-видимому, сделает это после 2007 года, когда прекратится действие Договора СНВ-2. РК «Тополь-М» имеет технические возможности по доставке к цели нескольких ББ среднего класса мощности, а проведенные ранее летные испытания на внутренней трассе подтвердили это.      

 

             Беседовал Александр Николаев, ИА «Национальные интересы», Москва