Расим Мусабеков

27 апреля 11:52

Президент Азербайджана Ильхам Алиев находится с визитом в США. О том, сможет ли Баку выступить посредником между Ираном и США, будут ли американцы давить на Ильхама Алиева, чтобы тот занял враждебную Ирану позицию, а также о том, какими последствиями может обернуться военная операция в Иране для региона, в интервью ИА «Национальные Интересы» рассказывает политолог Расим Мусабеков.  

 

Власти Азербайджана обещали придерживаться нейтралитета, в случае, если США предпримут военную акцию в ИРИ.  По предположению некоторых экспертов, США все же попытаются получить согласие Алиева присоединиться к  антииранской коалиции. Азербайджан участвует в военных кампаниях в Ираке и Афганистане. Как будет в случае с Ираном?

 

— Пока нет никакой антииранской коалиции, в которую мог бы войти  Азербайджан. Даже такой ближайший союзник американцев, как  Великобритания не собирается участвовать в каких либо ударах по Ирану. Поэтому пока говорить об участии Азербайджана в антииранском блоке, мягко  говоря, преждевременно. Но у нас есть реальные проблемы с обеспечением безопасности внутри  страны. Эти опасения связаны с ситуацией, которая может сложиться, если будут введены против Ирана санкции или еще хуже начнется военная акция. Азербайджан приграничная с Ираном государство и тут  актуален вопрос — а были ли  предприняты все меры по укреплению безопасности? В конце концов, в Азербайджане живут 10 тысяч граждан западных стран. Здесь есть объекты регионального, европейского значения: нефтяные терминалы, трубопроводы,  различные нефтедобывающие установки в море. Все это требует  обеспечения безопасности на самом высоком уровне. Эту задачу необходимо решить в самые короткие сроки. Есть и другие вопросы представляющие взаимный интерес для США и Азербайджана. Но никто  прямо  не попросит, чтобы Баку занял враждебную в отношении Тегерана позицию.

 

— Американские войска дислоцированы на западной границе Ирана в Ираке. Они есть на востоке ИРИ в Афганистане,  на юге в Персидском заливе стоит американский флот. Если американцы решат со всех сторон блокировать ИРИ, то,  вероятнее всего,  от Баку будут требовать закрыть границу с Ираном…  

 

— Если ООН примет решение по санкциям, тогда, конечно же,  Азербайджану придется на это решение реагировать. Кстати, это не всегда дает эффект. Даже во время блокады Ирака на турецко-иракской границе были, так сказать, большие «окна». Иран и так серьезно ограничен в экономических связях. Я  думаю, что если будут санкции, то они в первую очередь будут касаться запрета на ввоз высокотехнологического  оборудования, которое не производится в Азербайджане и не транспортируется через нашу территорию.

 

— Министр обороны Ирана Наджари предложил Алиеву осуществить посредническую миссию между Тегераном и Вашингтоном. С интервалом в неделю Алиев встретится с Дж.Бушем и иранским президентом М. Ахмадинеджадом. Насколько эта миссия выполнима?

 

— Во время визита министра обороны Ирана в Азербайджан иранцы довели до сведения азербайджанского руководства, какими рисками грозит для региона перевод иранской проблемы в военную фазу. С надеждой, в том, числе на то, что это будет доведено до сведения американской администрации. Но я не думаю, что Иран ждет от Азербайджана, какой то миссии по урегулированию напряженности вокруг ядерной программы.

Что касается самой поездки Ильхама Алиева в США, то не следует ожидать каких то сенсационных результатов этого визита. Скорее всего, будет дежурный итог, где стороны скажут, что демократия, энергетические проекты в регионе будут развиваться и пр. Публично, что-то значимое объявлено не будет. Контакты на таком уровне позволяют азербайджанским властям узнать, в чем можно рассчитывать на поддержку США, а в чем нет. В современном мире, если не все решается по воле американцев, то очень многое.

  

— Может ли военная кампания в Иране, а Вашингтон настойчиво повторяет, что «рассматривает все варианты» решения иранской проблемы,  оказать влияние на урегулирование или же наоборот обострение армяно-азербайджанского конфликта?

 

-Я не думаю, что тут есть прямая связь. Ситуация в Иране может накладывать какой-то отпечаток на армяно-азербайджанский переговорный процесс, но прямого давления на Армению это не окажет.

Несмотря на довольно теплые отношения между Ереваном и Тегераном, сам по себе Иран не способен реально помочь в урегулировании карабахского конфликта.

 

  Американский сопредседатель МГ ОБСЕ Стивен Манн во время последней пресс-конференции предостерег Баку от силовых действий в карабахском конфликте. По его мнению, в случае начала войны в Нагорном Карабахе у Азербайджана будут проблемы с получением доходов от нефтяных контрактов.   

 

— Никто не может вводить санкций против Азербайджана. Предположим, какие то государства в одностороннем порядке попытаются это сделать. Скажем, заморозить  азербайджанские счета в иностранных банках. Но вряд ли какой то серьезный финансовый институт будет рисковать своей репутацией и решится потерять возможность в будущем работать с азербайджанскими счетами. Что касается реализации  «контракта века» (трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан – ИА «Национальные Интересы»), то тут все просто: не будет денег — не будет нефти. Сегодня Западная Европа нуждается больше в азербайджанской нефти, чем мы в их деньгах.

Ереван угрожает, что в случае возобновления войны они будут держать под прицелом нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан. Но вопрос безопасности нефтепровода  касается не только Азербайджана, но и Грузии, и Турции. И армянам придется считаться с тем, что в случае, удара по трубопроводу им придется оказаться лицом к лицу с турецкими войсками.

 

Беседовал Сабир Гасым, ИА «Национальные Интересы», Азербайджан