Николай Азаров

24 марта 22:39

ИА «Национальные интересы» вместе с DW-WORLD.DE знакомят читателей с программами и идеологиями основных политических партий. В беседе с редактором ИА «Национальные интересы» специально для  DW-WORLD.DE о своей партии рассказывает  председатель Политсовета «Партии Регионов», в прошлом вице-премьер Украины, а также министр финансов Украины Николай Азаров.  

 

— Николай Янович, что представляет из себя «Партии Регионов»? 

 

— «Партия Регионов» — это самая многочисленная партия в Украине. Недавно Виктор Федорович Янукович вручил миллионный партийный билет. Тем самым мы продемонстрировали, что у нас есть широкая поддержка наших людей. Она оппозиционная нынешнему курсу, поскольку нынешний курс противоречит национальным интересам.

 

— «Партия Регионов» — это региональная партия? Она представляет интересы в основном Востока и Юго-Востока?

 

— Как можно при миллионной численности быть только региональной партией?! У нас многотысячная организация: в Тернопольской области, в Ивано-Франковской, в Львовской области. Они работают, конечно, под ужасающим административным прессом, под ужасающим полицейским произволом. Вместе с тем, они живут, они работают. И значительное количество представителей западных областей работают в нашем Политсовете. Разумеется, партия представлена наиболее широко на Юго-Востоке. Но я еще раз подчеркиваю, это партия всей страны.

 

— Вы ощущаете давление на партию со стороны властей? 

 

Против «Партии Регионов» развернуты самые настоящие политические репрессии. Вчера у меня был на приеме один из руководящих работников «Партии Регионов» с Черниговской области, руководитель предприятия. Просто задушили это предприятие прокурорскими, налоговыми, милицейскими проверками.

То, против чего они выступали на Майдане (нынешняя власть – прим. ИА «Национальные Интересы»), — против произвола властей в отношении бизнеса, поддерживающих тогда «оранжевых», — сейчас они полностью переняли эти методы и взяли на свое вооружение. С такой же энергией они преследуют, но уже не «оранжевых», а преследуют нас — «Партию Регионов», — считая ее главной оппозиционной силой.

 

— Какова позиция партии по вопросу федерализации и вопросу о русском языке?

 

Вчера президент заявил о том, что федерализация – это угроза целостности Украины, хотя всему миру известны примеры федеративных государств, которые прекрасно существуют. Это Германия, например, где земли обладают очень большими полномочными и правами. «Партия Регионов», выступая за федерализацию, как раз берет за образец германский вариант внутреннего административно-территориального устройства нашей страны.

В политике властей также абсолютно игнорируются интересы такого мощного региона, как Юго-Восток, где сосредоточена наша промышленность. Проводится политика насильственной украинизации, то есть вот сейчас, например, в течение прошлого года все судопроизводство и все делопроизводство переведено на украинский язык. В результате люди, которые исконно являются русскоговорящими, русскоязычными, лишены возможности написать заявление в суде, отстоять свои интересы. Вынуждены нанимать переводчиков и т.д. Мне трудно даже понять, для чего это делается.

 

— По данным последних опросов, ваша партия может набрать около 30 процентов голосов на парламентских выборах. В чем, на ваш взгляд, причины такой популярности?

 

— Я думаю, что она бы набрала значительно больше процентов, если бы не политика нынешних властей массового запугивания избирателей, лживого и «черного» пиара, развернутого против нашей партии. В частности, идут постоянные обвинения в том, что это партия бандитов, что это партия с криминальным прошлым. Эти обвинения абсолютно безосновательны. По центральным каналам демонстрируются лживые фильмы, в которых «Партия Регионов» изображается как партия уголовников. Все это, безусловно, влияет на людей и снижает в какой-то степени авторитет партии. К сожалению, мы лишены доступа к средствам массовой информации. Фактически наш лидер и руководители партии не имеет возможности выступать на основных каналах, таких как «1+1», «Интер», «УТ-1». И это называют показателем демократии. Нынешнюю власть называют показателем демократии.

Но в чем все-таки причина поддержки людьми, несмотря на всю ту ложь, не смотря на все фальсификации? Когда Виктор Янукович был премьер-министром, люди видели стабильность, надежность, предсказуемость, спокойность и уверенность. Люди видели реальное развитие. Например, темпы роста в строительстве прибавляли по 30 % за год. Вот такие были темпы роста. Люди строили!

 

— Почему так резко сократился темп роста ВВП за прошлый год? С 12.5 % в 2004 г до 2.5 % в 2005 г.

 

— Это очень просто. Нынешняя власть — Ющенко, Ехануров, Тимошенко — проводят целенаправленную политику популистских выплат. Они изымают из экономики ресурсы и распределяют их через бюджет, якобы повышая нашим гражданам заработную плату, пенсии и т.д. 

Экономика реагирует спадом, если усиливается налоговое давление, если из экономики извлекаются ресурсы, необходимые для ее развития, и перераспределяются через зарплату в бюджетную сферу. Это вызывает спрос населения. Спрос не удовлетворяется возможностями экономического предложения. Рост цен обесценивает то самое повышение заработной платы или реальную заработную плату, снижает мотивацию к труду. С другой стороны, создается порочный круг, в результате которого экономика страны снижает свои обороты, снижаются возможности для социального развития, снижается, естественно, потенциал внутреннего рынка. Поэтому снижаются и возможности для развития самой экономики.

Мы реализовывали совершенно иную модель — так называемую инвестиционно-инновационную, то есть мы все ресурсы вкладывали в развитие экономики, мы строили дороги, строили предприятия, в эксплуатацию ввели два энергоблока. Это создавало дополнительные доходы бюджета за счет роста экономики. И вот уже эти дополнительные доходы мы перераспределяли и повышали пенсии, заработные платы и, безусловно, смотрели за ценовой ситуацией.

 

— Но сейчас многие говорят, что рост ВВП в 2004 году, о котором Вы говорите, был во много раз завышен…  

 

— Для того чтобы говорить, нужно иметь под рукой данные. У нас есть данные официальной государственной статистики. Кто говорит, что рост завышен, пусть он покажет мне, на основании чего он это говорит. Ведь невозможно просто так говорить. Мы ж не на базаре.

Вот когда Тимошенко в феврале месяце стала премьер-министром, она сразу же заявила, что темпы роста ВВП в 2004 году завышены. Почему она это заявила? Потому что она не знала, как добиться повышения темпов роста экономики. При ней экономика падала. Как ей было показать, что она не такая и плохая? А очень просто: сказать, что вот предыдущие цифры были завешены. Однако на что она ссылалась? У нее был хоть один официальный документ? Министерства экономики например, которое провело обследование, государственного комитета по статистике, который провел дополнительное изучение, службы госбезопасности Украины, которой было поручены выявить факты завышения? Ни одного официального документа не было.

Более того, было обращение президента Украины к Международному валютному фонду. Миссия международного валютного фонда изучала этот вопрос. Она изучала это перекрестными методами, то есть сравнивались данные таможни, платежного баланса Национального банка, самих данных статистики и т.д. И сделала вывод, что завышений не было. Этот отчет официальный был опубликован 15 августа. Я специально называю эту дату, потому что прошло более чем полгода, и Международный валютный фонд заявил, что никакого завышения официальных данных по экспорту и, соответственно, по росту ВВП не было.

В соответствии с нашей договоренностью между нашим правительство и Международным валютным фондом любой отчет миссии Международного валютного фонда направляется сразу же президенту Украины, премьер-министру, вице-премьеру по экономике, министру финансов и министру экономики. То есть все ответственные и высокопоставленные лица в правительстве Украины, в том числе и Тимошенко, поскольку отчет датирован 15 августа, знали, что никаких данных о завышении ВВП нет. Они должны были бы признать на весь мир свою ложь и обман, с которым они выступали в течение всего промежутка времени до 15 августа. Они этого не сделали, напротив, они умолчали об этом факте. Нам эти документы поступили неофициально, и мы, безусловно, обратились в Международный валютный фонд. Узнали, что эти данные вывешены на их официальном сайте, то есть они были доступны для пользования всем. Мы опубликовали их, а сейчас на всю страну я дал специальную пресс-конференцию.

И как Вы думаете, Тимошенко на это отреагировала? Она сказала, что это все ложь и обман. Что был завышен экспорт, что был завышен ВВП, что были бартерные схемы. Она не верит этим официальным данным Международного валютного фонда. Понимаете, авторитет Тимошенко и Международного валютного фонда все-таки не сопоставимы. Поэтому я хотел бы спросить, все-таки какой документ лежит в основе вот этого утверждения Тимошенко? Ничего, кроме лжи и обмана. Вот это печально, это, безусловно, огорчает. Но я, конечно, не идеализирую состояние экономики в 2004 году.

 

— Но все-таки Украина в 2004 г. показывала значительные темпы роста экономики…

 

— Украина имела темпы роста самые высокие в Европе — 12,5% в 2004 году. И Международный фонд инвесторов, который проходил в Лондоне, назвал Украину в 2004 году «восточно-европейским тигром». В августе прошлого года, в тот месяц, когда как раз встал вопрос об освобождении Тимошенко от обязанностей премьер-министра, был рост минус два процента ВВП.

 Никто ей, кстати, не мешал работать и сделать позитивными результаты. Однако неспособность, неправильная политика в совокупности привели к вот таким печальным результатам.

Тимошенко утверждала, что было пять миллиардов гривен фиктивного экспорта. Но было дано задание в СБУ, налоговой администрации выявить вот эти пять миллиардов и подтвердить. С громадным трудом было выявлено 122 миллиона якобы фиктивного экспорта. Но 122 миллиона – это не пять миллиардов, хотя это и большая сумма.

Но я хотел бы сказать, что и эти 122 миллиона – это цифра пока еще неокончательная. Она, безусловно, будет теми субъектами хозяйственной деятельности, к которым предъявлены претензии, оспариваться. Пойдет длительный процесс, и апелляции, и рассмотрения, и, скорее всего, от этих 122 миллионов, добрая половина останется.  

 

Правительство Януковича еще обвиняли в серых схемах возврата НДС…

 

Что касается таких проявлений теневой экономики, как незаконное возмещение налога на добавочную стоимость. Чтобы избежать этого, мы тогда прежде всего занимались снижением налогов. Мы планировали снизить налог на добавочную стоимость до 15%, мы планировали установить в стране автоматическое возмещение, то есть ликвидировать всю эту коррупционную схему. Что ж мешало «оранжевой» власти вот за этот год полностью ликвидировать эту проблему?

 

— И что же мешало?

 

— А вот спросите у нее, это уже вопрос не ко мне. Ведь они же ничего не сделали в этом плане. Более того, когда я уходил с поста исполняющего обязанности премьер-министра, у нас было один миллион рассрочки задолженности по налогам на добавочную стоимость, она была вся конвертирована в облигации, а сейчас задолженность уже больше четырех миллиардов. Сейчас как раз вот эти коррупционные схемы невозврата НДС работают с колоссальным размахом, с колоссальным размером, и нынешняя власть только декларирует о своей готовности и обещает, что после прихода снова к власти, она эти проблемы решит. Но опять возникает вопрос, а что же ей мешало решить эту проблему?

 

— А почему «Партия Регионов» голосовала против пакета по ВТО?

 

— Во-первых, «Партия Регионов» голосовала не против пакета всего в целом, а голосовала против отдельных законов, входящих в состав этого пакета. В частности, речь шла о дотационной поддержке нашего агропромышленного комплекса. Мы не могли согласиться на тот уровень поддержки, который был установлен этими документами. Речь идет о том, что один миллиард долларов, который по соглашениям должен был ограничивать потолок поддержки для нашего сельского хозяйства, сейчас явно недостаточен. Нам нужно, как минимум, два-три миллиарда, а в среднем, нам нужно в год выделять около пяти миллиардов.

 

— Какова позиция «Партии Регионов» по вопросу вступления в НАТО?

 

— Отрицательная, мы ее не скрываем. Во-первых, Украина — внеблоковое государство. Есть декларация о государственном суверенитете Украины. Во-вторых, этот внеблоковый статус позволяет нам иметь хорошие отношения и с ЕС, и с Россией. Наше вступление в НАТО, безусловно, ухудшит наши отношения с Россией, и мы должны считаться с мнением нашего стратегического партнера, нашего торгового партнера, каким является Россия.

 

— И вы выступаете за развитие отношений с Россией в рамках ЕЭП?

 

— Безусловно.

 

— Какие вы предлагаете развивать отношения с Россией?

 

Прежде всего, надо сменить курс на конфронтацию с Российской Федерацией. Она — наш сосед, торговый партнер, страна, от которой мы получаем газ, нефть, которая интенсивно торгует и является расширяющимся рынком сбыта нашей продукции. Поэтому конфликт, который, по сути дела, противоречит национальным интересам нашей страны, безусловно, должен быть ликвидирован. У нас должны быть абсолютно добрососедские, нормальные отношения.

 

— Если Вам предложат стать премьером, Вы пойдете на эту должность?

 

— Наверное, нет. Потому что, прежде всего, у нас есть лидер партии, который работал премьер-министром. Я работал у него первым вице-премьером. У нас была достаточно слаженная работа и достаточно эффективная работа. Поэтому я предпочел бы именно такое решение.

 

Беседовал Сергей Морозов, шеф-редактор ИА «Национальные Интересы»