Ильхам Шабан

15 марта 16:55

  Нефтепровод «Баку-Тбилиси-Джейхан» (БТД) долгое время рассматривался как политический проект США в Кавказском регионе. Его цель заключалась в том, чтобы прервать монополию России по транзиту каспийской нефти на рынки Европы. Резкий рост цен на «черное золото» дал новый шанс по реализации проекта. Тем не менее, консорциум БТД столкнулся с новыми трудностями. Обещанный мартовский  ввод в эксплуатацию нефтепровода откладывается, хотя изначально планировалось, что труба заработает еще в 2004-м. О возможных причинах такой задержки, а также о судьбе проекта в интервью ИА «Национальные интересы» рассказывает руководитель  Центра нефтяных исследований Ильхам Шабан.

.

— С чем связана задержка запуска нефтепровода?

 

— В начале прошлого года руководство консорциума объявило, что первый танкер с нефтью, поступившей по БТД, покинет турецкий порт Джейхан в мае 2005 года. Затем начали говорить, что  в связи с задержкой строительства на территории Грузии прокладка нефтепровода завершится в конце сентября — начале октября. Но не уложились и в этот срок.

   Строительство азербайджанского участка закончилось в январе 2005-го. На территории Грузии оно приостанавливалось два раза. Официально грузинская сторона мотивировала задержки опасениями по поводу экологической безопасности Боржомского ущелья, через которое проходит нефтепровод. Но эти опасения быстро развеялись после того, как грузинские государственные и неправительственные организации получили финансовую помощь от консорциума — компании «BTC Cо» — в объеме сорока миллионов долларов. Тогдашний глава Государственной нефтяной кампании Азербайджана (ГНКАР) Натик Алиев заявил, что запуск БТД состоится пятого-шестого, в крайнем случае, двадцатого марта 2006 года. Однако уже в начале февраля выяснилось, что ни в марте, ни в апреле нефтепровод не заработает. Теперь в официальных документах «BTC Cо» датой запуска значится второй квартал этого года. Но пока нет гарантий, что даже к осени БТД все же заработает.

 

— Но азербайджанские и грузинские участки трубопровода уже построены. Получается, реализация проекта застопорилась в Турции?

 

— По словам руководителей «BTC Cо», в задержке виновна турецкая сторона. Но в это трудно поверить. По условиям контракта, оператором строительства на азербайджанской и грузинской территории является BP, а на турецкой — местная компания БОТАШ. Она обладает достаточными финансовыми и  техническими возможности, чтобы в срок и качественно выполнить принятые обязательства.

Следующим пунктом в контракте отмечено, что за каждые сутки задержки ввода в эксплуатацию турецкого участка нефтепровода Анкара должна выплатить неустойку «BTC Cо» в размере 500 тысяч долларов. Штрафные санкции должны были вступить в силу со второго декабря 2004 года, так как Турция обязалась завершить строительство первого декабря 2004-го. Но за прошедшие полтора года ни «BTC Cо», ни азербайджанская нефтяная компания не требуют компенсаций с турецкой стороны. Президент «BPAzerbayijan» Девид Вудворд и исполнительный директор «BTC Cо» Майкл Таусент на одной из пресс-конференций так и заявили, что не собираются с турецких партнеров требовать штрафных выплат.

Примерно того же мнения придерживается и Натик Алиев, который также является председателем совета директоров «BTC Cо». По его мнению, для таких масштабных проектов, как БТД, главное «не успеть к какому-то конкретному сроку, а качественно строить».

Возможно, произошел конфликт между БОТАШ и «BTC Cо». Посол Турции в Баку Турал Моралы как-то заявил: «Мы готовы в короткий срок завершить прокладку, но заполнит ли BP нефтью трубопровод?» Администрация «BTC Cо», азербайджанская гос. нефтекомпания дают очень туманные, невнятные комментарии по этому вопросу. Сложно найти  логичный ответ, почему задерживается запуск  нефтепровода.

 

— Может, кому-то из участников проекта выгодна такая задержка?

 

— Могу однозначно сказать, что это не выгодно в первую очередь Азербайджану.  До сих пор в трубопровод закачено 740 тысяч тонн нефти, а для его полного заполнения необходимо закачать 1,3 млн тонн. Азербайджанские месторождения для этого дают достаточный объем нефти. Из-за задержки с вводом в эксплуатацию стоимость  нефтепровода БТД подорожала на один миллиард долларов. В этой сумме 681 млн. — это расходы на 2006 год. Примечательно, что в 1999-м планировалось, что себестоимость нефтепровода составит 2,4 млрд. долларов. Затем в разное время стоимость нефтепровода повышалась до 2,9 млрд., 3,2 млрд. и 4,4 млрд. И теперь вместе с банковскими процентами БТД стоит больше 5 мрлд. долларов.

 

— При такой себестоимости «трубы» выгодно ли по ней транспортировать нефть?

 

— В прошлом году Азербайджан экспортировал нефть по северному маршруту через Новороссийск в объеме 4,1 млн. тонн.: 1,6 млн. тонн нефти, добываемой ГНКАР, и  2,5 млн. тонн Азербайджанской операционной компании (АМОК) в рамках «контракта века».

Если бы эту нефть прокачали по БТД, то экономия на каждой барреле составила бы четыре доллара или тридцать долларов за тонну. Всего же сэкономили бы до 150 млн. долларов  (включая 39 млн. за прокачку по «Баку-Новороссийск»). В отличие от северного трубопровода по БТД азербайджанская нефть не смешивалась бы с сырьем другой страны, в которой высокий уровень серы, и поступала бы на западный рынок в более высоком качестве — под маркой «Азери Лайт». 

Азербайджану следовало потребовать у «BTC Cо» компенсировать эту сумму в виде неустойки. Но в Баку молчат, а консорциум парирует выпады СМИ стандартными отговорками, мол, все работы идут согласно графику.

 

— Насколько основательна версия некоторых экономистов о том, что BP ждет начала добычи нефти в Кашаганском месторождении Казахстана?

 

— Я не считаю эту версию обоснованной. Сейчас на азербайджанских месторождениях «Азери», «Чыраг» и «Гюнешли» добывается свыше 60 тысяч тонн нефти в день (430 тысяч баррелей в сутки). Пропускная мощность БТД — около 50 миллионов тонн. К этому уровню нефтедобыча на азербайджанском секторе Каспия выйдет к 2009 году. Присоединение же Казахстана к БТД будет целесообразным после 2015-го, когда добыча на азербайджанских месторождениях минует пик в 50 млн. тонн и пойдет на убыль.

 

— Какую роль тут играют политические факторы?

 

— Реализация проекта БТД тесно связана с проходящими в регионе геополитическими процессами. Возможно, США решили оказать давление на Турцию, Азербайджан в преддверии возможной военной операции в Иране. Грузия, по заявлению Саакашвили, считает БТД «политическим проектом, направленным на укрепление суверенитета Грузии и Азербайджана». При первой же возможности грузинский президент использует БТД как средство упрочить свои позиции. Однако в Азербайджане думают больше об экономических аспектах БТД. В любом случае, больше всех страдает Азербайджан, которому придется своим сырьем расплачиваться за необоснованную задержку ввода в эксплуатацию нефтепровода БТД.     

 

Беседовал Сабир Гасым, Азербайджан