Михаил Горбачев:
На этой неделе Горбачев отмечает свой День рождения – 75-летие. Основные торжества проходят на немецкой земле в городе Бремен. Корреспондент ИА «Национальные Интересы» имел возможность отпраздновать эту дату вместе с первым и последним президентом Советского Союза. О том, почему он празднует свой День рождения в Германии и каким ему видится демократическое развитие России, рассказывает Михаил Горбачев.
.
— Михаил Сергеевич, какое место вы отводите российско-германскому сотрудничеству?
— Я не случайно праздную свой день рождения, в том числе и в Германии. Российско-германское сотрудничество – это то, без чего нельзя построить общий европейский дом. Россия и Германия – две мощные опоры объединяющейся Европы. А каждая опора в любом доме имеет решающее значение, иначе крыша обваливается и последует катастрофа.
Россия – это европейская страна. Европа сотрудничает с Северной Африкой, и с Ближним Востоком, так же как и Россия сотрудничает с Ираном, Индией, Китаем, Японией. Но это ничего не меняет. У нас общие христианские ценности, общая история. Мы европейцы, и я тоже убежденный европеец.
В этом смысле Германия имеет большое значение. Я высокого мнения о политиках в Германии и России, которые одной из задач видят сближение наших стран не только на экономическом и политическом уровне, но и на человеческом. Два дня назад я встречался с Владимиром Путиным, он выразил большую надежду на то, что отношения между нашими странами, которые сейчас быстро развиваются, будут прогрессировать и дальше.
— Как вы оцениваете нынешнее демократическое развитие России?
— Сегодня в России идет речь о переходном периоде во всех отношениях: и касаемо экономики, и касаемо демократии и свобод. До сих пор даже Путин вынужден был катиться в инерции ельцинской философии реформ, которую навязали олигархи.
Но Путин разворачивает политику в интересах большинства. Поэтому чтобы внутри России или на Западе не говорили, но если его поддерживает 70 %, на кого он должен ориентироваться?! А Западу надо перестать, наконец, заниматься поношением России. Надо понять Россию и помочь.
Русские поняли и пошли навстречу немцам, когда встал вопрос об объединении. Не все это сделали, но подавляющее большинство все-таки поддержало. Это для двух наших народов очень много значит. Ничего Горбачеву не удалось бы, если бы не произошло примирение и прощение между нашими народами. Русские особенно близко приняли чаяния немцев к объединению своей страны. Поэтому сейчас россияне нуждаются в поддержке, ибо реализуют колоссальной трудности и масштабности проект трансформации системы, долгое время опирающейся на диктатуру.
России не требуется управляемая демократия, но она должна быть адаптирована к реальным условиям, существующим в стране. В РФ проводится огромная работа, ведь, по сути, институты сформировались, отлаживаются законы и законодательство. Откаты, конечно, есть. Я, например, считаю, что назначения губернаторов можно было бы и избежать. Но в одной из бесед с президентом он постарался меня переубедить. Путин сказал, что столько людей приходит на решающие должности государственного управления из мафиозных структур, что по-другому трудно этот вопрос решать.
Вопросы Михаилу Горбачеву были заданы участниками «Мастерской Будущего» в рамках подготовки «Петербургского Диалога».
Сергей Морозов, Германия, Бремен