Анатолий Макаренко:

02 марта 18:41

 

О современных задачах таможни, а также о сотрудничестве с российскими коллегами в интервью ИА «Национальные Интересы» рассказывает начальник Киевской региональной таможни Анатолий Макаренко.   

 

    —Анатолий Викторович, чем живет сегодня самая большая таможня Украины?     

     Киевская региональная таможня сегодня занимает одну из ведущих позиций в системе таможенных органов Украины, как по объемам таможенного контроля и таможенного оформления грузов, так и по кругу, связанных с этим проблем. В 2005 году таможней перечислено в Государственный бюджет свыше 9-и млрд. грн., ($ 1.8 млрд.) оформлено более 300 тыс. грузовых таможенных деклараций. Общий вес товаров, оформленных таможней более 4,5 млн. тонн.   Статус столичной таможни требует от нас соответствующего качественного уровня таможенных процедур.   

Мы понимаем, что достичь этой и других целей возможно только при широком внедрении электронного декларирования, системы анализа и управления рисками, смещения центра тяжести таможенного контроля в сторону пост-аудита, перехода на работу в полном соответствии с принципом Всемирной таможенной организации – «от тотального контроля за товарами к контролю за информацией о них». В конечном итоге мы придем к тому, что для выполнения функций контроля, таможенный инспектор будет иметь доступ к информационным системам участника ВЭД на оговоренных условиях, установленных законодательством. Участник ВЭД, открывающий для таможни свои информационные поля, прежде всего движение денежных средств, должен получать особый статус со всеми вытекающими отсюда положительными последствиями. Мы ничего  не изобретаем. Именно по этому пути развивается законодательство ЕС и других стран.  Работа в этих направлениях и определяет в основном наш сегодняшний день.    

     —Со сменой руководства Государственной таможенной службы Украины, какие изменения ощутили в таможне?    

     Наверное, неправильным было бы говорить в этом плане только о таможне. Я думаю, изменения ощущают, прежде всего, те предприятия, которые имеют, так сказать, высокую таможенную репутацию. В Киевской региональной таможне есть значительное количество фирм, которые уже сегодня пользуются, так называемым, режимом благоприятствуя. Это предприятия, своевременно и в полном объеме уплачивающие необходимые таможенные налоги и сборы, не имеющие нарушений таможенного законодательства. Главная задача таможни в этом направлении – смелей рубить «гордиевы узлы» бюрократических процедур. Скажу откровенно – ощущаю в этом плане полную поддержку моих коллег и руководителей центрального аппарата ГТСУ.   

     Коротко о реализации принципов «единого окна», «единого офиса». С иронией и досадой профессиональные таможенники вспоминают недавние времена, когда «в срок до…» сносились стены, вышибались двери с единой целью: отрапортовать о «застекленной» таможне. Без соответствующих таможенных процедур, соответствующего уровня взаимодействия с другими контролирующими службами (ветеринары, экологи и др.), без целого комплекса других системных изменений «единое окно» так и оставалось бы «потемкинской деревней». И именно сегодня идет насыщение понятия «единое офисное пространство» конкретными нормативными актами ГТСУ, отрабатывается система взаимодействия с другими структурами.    

      Подчеркиваю, впереди достаточно серьезный отрезок пути. Хоть и достигнуто уже немало. Так, недавно, посетив Киевскую таможню, представительница одной серьезной европейской таможенной организации, заметила: «Вам не надо идти в Европу, вы уже там». Значит, направление выбрано верно.   

    —Различаются ли таможни по специфике грузов? На чем специализируется Киевская региональная таможня?    

     У каждой таможни своя специфика. Например, Киевская региональная таможня отличается тем, что через нее проходит больше импорта. Таможни Донбасского региона, металлургических регионов, естественно, специализируются на экспорте. Черноморская – на оформлении морских грузов.   В Киеве проходят таможенное оформление товары тысяч товарных позиций – от сложных медицинских препаратов до самолетов.   В составе таможни два аэропорта «Жуляны» и «Гостомель». Оформляем мы и грузы, которые идут по Днепру речным транспортом. Так что, таможенным контролем в Киеве охвачены все природные стихии – земля, вода, воздух.    

     —Какой процент поступлений уходит в серый поток?    

    Действительно, «серый поток», а так мы называем недостоверное декларирование товаров с целью незаконной минимизации таможенных налогов – проблема не только Киевского региона.    Вместе с профессиональным ростом таможни росли и «интеллектуальные» контрабандисты, разработчики различных схем уклонения от уплаты налогов. С целью получения возможности быстрого обогащения, наращивания капитала, расширения сферы влияния на внутреннем рынке используются различные методы и средства нарушения таможенного законодательства. Создаются целые механизмы перемещения товаров через таможенную границу страны и его таможенного оформления по поддельным документам, фальсифицированным товарным кодам, с занижением таможенной стоимости или недостоверно заявленным таможенным режимам.   Но, Вам же, наверное, небезынтересно будет узнать, что если пять лет назад таможня получала 1800 грн. налогов с тонны груза, то сегодня эта цифра около 3600 грн.        Разница – результат нашего развития, эффективного противодействия «серым схемам».   Однако, я уверен, голым таможенным администрированием не победить контрабанду и «серые схемы».  

     Необходимы экономические рычаги влияния. А это максимальное содействие легальному внешнеэкономическому бизнесу, создание равных правил игры для всех участников рынка, взаимодействие, взаимоинформирование  соответствующих государственных структур и т.д. Будущее за этим.    

    —Как развиваются рабочие  взаимоотношения с российской таможней и  есть ли проблемы?   

    В Киевской региональной таможне проходят таможенное оформление около 14% грузов происхождением из Российской федерации, значительный сегмент импортно-экспортных операций связан с Россией. Поэтому, вопрос взаимодействия с нашими российскими коллегами, обмен  информацией и опытом, на мой взгляд, всегда были, есть и будут актуальными. Я уверен, что ни одна таможенная служба не может развиваться в вакууме только своего правового поля, без взаимопроникновения, взаимообогащения друг друга позитивным опытом. Государственная граница в целом, а таможенная граница особенно подразумевает информационную поддержку соседей. Это позволяет нам решать вопросы не только борьбы с контрабандой и нарушением таможенных правил более эффективно, но, прежде всего, и задачи наращивания соответствующих налоговых сборов.    

     Киевская таможня – столичная таможня и, естественно, в ней находят свое отражение те позитивные шаги ГТСУ, которые происходят сегодня. Мы являемся полигоном для внедрения в жизнь новых технологий таможенного контроля, таможенного оформления. Мы оформляем самый широкий спектр товаров. На сегодня у нас собран один из самых профессиональных таможенных коллективов ГТСУ. Уверен, что все это в полной мере можно сказать и о столичной таможне России. Хотелось бы, чтобы общение и  информационная поддержка друг друга шла не только на уровне центральных аппаратов наших органов, но и на уровне наших столичных таможен. Думаю, что это вполне возможно, реально, и было бы эффективно.   

     —В последнее время одной из самых актуальных тем стала проблема  защиты  интеллектуальной собственности. Как с этим обстоят дела в Украине?   

    Защита прав интеллектуальной собственности в Украине находится пока на начальной стадии своего развития. Мы, безусловно, заинтересованы в ускорении развития и установления эффективной системы защиты.  Принятый и введенный в действие в 2004 Таможенный кодекс Украины гарантирует защиту прав интеллектуальной собственности. Кроме того, созданная Государственной таможенной службой Украины, группа уже работает по вопросам имплементации этого раздела Таможенного кодекса. Законодательные изменения, безусловно, стали значительным шагом вперед в решении этого сложного вопроса, однако они все же не в полном объеме отвечают требованиям ТРИПС. Пиратство — является одной из проблем, не позволяющих вступить Украине во Всемирную торговую организацию. Контрафактные товары продолжают пересекать границу в объемах, наносящих вред законным деловым интересам.    

     Украинское законодательство по защите прав интеллектуальной собственности постепенно совершенствуется, усиливаются меры противодействия незаконному производству и распространению контрафактной продукции. Мы будем стремиться к тому, чтобы наше правовое поле соответствовало всем требованиям и обеспечивало надлежащую защиту прав интеллектуальной собственности.    

Материал подготовлен  при содействии пресс-службы Киевской региональной таможни