Ахмет Ярлыкапов:

11 февраля 18:49

О возможных причинах произошедшего десятого февраля в Ставропольском крае ИА «Национальные интересы» рассказал научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Ахмет Ярлыкапов.

 

— На этой неделе на Ставрополе чуть не повторился второй Беслан — боевики планировали захватить школу. Почему ситуация вспыхнула именно в Нефтекумском районе, ведь Ставропольский край довольно большой? 

 

— Нефтекумский район — давняя головная боль для всех. Там проживают, кроме русских, которых половина населения, еще два народа — ногайцы и туркмены. Они живут там давно и заслужили право называться коренными. Но ногайцы находятся на положении людей, не имеющих прав. Они не представлены в районной нефтекумской администрации, хотя составляют примерно вторую половину населения района. Такая политика – обвинение целого народа в ваххабизме — в отношении ногайцев проводилась очень давно. И, кажется, ногайцев убедили в том, что они все-таки ваххабиты.

 

— А местная, районная, власть там есть? Или каждый народ живет сам по себе? 

 

— Именно местная власть и привела к возрастанию экстремистских настроений в районе. Она считает, что всех надо давить, не давая никому никаких прав. Селение Тукуй-Мектеб – бывший Ачикулакский район. Раньше он был в составе Дагестана, потом его вернули в Ставропольский край. Он был чисто ногайским. Сейчас там ведется достаточно шовинистическая политика. Ситуация в районе итак всегда была тяжелая. Но сейчас она усугубляется тем, что появилось много переселенцев-даргинцев из Дагестана: район граничит с Дагестаном. Коренное население видит, как переселенцы даргинцы при помощи денег неплохо устраиваются, становятся более конкурентоспособными. Это еще больше озлобляет местных. А власть, вместо того, чтобы «гасить» расслоение людей, сглаживать ситуацию, предпочитает принцип «разделяй и властвуй».

.

— Тогда Вас, видимо, не удивили сообщения о боестолкновениях в этом районе? 

 

— Совершено не удивили. Я пишу на эту тему давно и много, пытаюсь привлечь внимание людей, от которых зависит решение проблем ногайцев. Именно они там находятся в состоянии пасынков. Отсюда и ваххабизм среди ногайской молодежи. Когда власти не работают, возникают национальные и прочие проблемы. Почему в соседнем – Ногайском — районе Дагестана всего этого нет?! В Дагестане все национальные проблемы решены, там никто никого не принижает. А в Ставропольском крае все наоборот.

 

— Прошли сообщения, что боевики в селении Тукуй-Мектеб принадлежали к так называемым «шелковскому» и «ногайскому» батальонам.   

 

— Ногайский батальон – это миф, как и другие национальные батальоны. Конечно, ногайцы из Нефтекумского района воевали на стороне боевиков в Чечне, но там и русские, и украинцы, и другие национальности воевали. Но виноваты конкретные люди, а не вся нация. А ставропольские власти своей пропагандой народа-врага сами создавали такую нетерпимую ситуацию, что люди уходили к сепаратистам. Все формирования в Чечне, которые воюют против федеральных сил, не организуются по национальному признаку. Им это чуждо; это воинствующий интернационал. Поддерживать этот миф выгодно именно Басаеву: меня, мол, вся нация поддерживает. Ставропольские власти на это, так сказать, «повелись» и стали притеснять ногайцев. А те стали отвечать взаимностью. В выигрыше в этой истории оказался лишь Басаев. В проигрыше – все. Особенно родные погибших сотрудников милиции.

 

Александр Николаев, Москва